Педагогов отправят на переэкзаменовку

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

...По новым правилам аттестации свое профессиональное мастерство нужно будет периодически доказывать

Высшую квалификационную категорию педагогам теперь придется подтверждать каждые пять лет. У нанимателей будет право поставить под сомнение квалификационную категорию педагогического работника. Более того, по результатам аттестационной беседы квалификационную категорию педагогу могут как повысить, так и понизить, и даже вообще лишить его квалификационной категории. Обо всех нюансах нового порядка проведения аттестации педагогических работников журналисту «Звязды» рассказал заместитель председателя ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Роман Допиро:

- Сразу замечу, что профсоюз не остался в стороне от разработки новой Инструкции и мы неоднократно высказывали свою позицию относительно организации аттестации педагогических работников. Приятно констатировать, что позиция профсоюза по этому вопросу была для Министерства образования одной из определяющих. Нашей целью было не потерять достигнутые ранее завоевания, поскольку изначально стоял вопрос о том, что и первую, и вторую квалификационную категории педагогам также придется регулярно подтверждать. А это существенно бы ухудшило правовое положение большей половины педагогических работников. Мы предложили распространить такой порядок только на высшую квалификационную категорию и квалификационную категорию «учитель-методист», которую планировалось ввести. Министерство образования прислушалось к нашей позиции.

- Не могли бы вы остановиться более подробно на новой квалификационной категории: каким требованиям должен соответствовать педагог, который пожелает замахнуться на категорию «учитель-методист»?

- Обязательным условием для получения этой категории является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения. Претендовать на присвоение категории «учитель-методист» смогут учителя, реализующие образовательные программы общего среднего образования, а также образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования и образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью.

Фактически получение квалификационной категории «учитель-методист» будет еще одной, дополнительной ступенью, на которую сможет подняться талантливый учитель. Надо признать, что карьерная лестница в педагогике не очень длинная, и поэтому не все педагоги хотят заниматься управленческой деятельностью... Аттестация на присвоение категории «учитель-методист» будет проходить в форме квалификационного экзамена, который представляет собой защиту собственного опыта или защиту авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого, и аттестационной беседы. Квалификационный экзамен будет предшествовать аттестационной беседе.

- Роман Осипович, а что изменится для большинства педагогов после внедрения нового порядка аттестации?

- Во-первых, получить высшую квалификационную категорию теперь можно будет только после сдачи квалификационного экзамена. Ранее педагогические работники со стажем работы в должности 10 и более лет имели право претендовать на высшую категорию вообще без сдачи квалификационного экзамена. Значительное количество учителей использовало такую возможность. Поэтому обязательное периодическое подтверждение высшей квалификационной категории является в этой ситуации логичным.

Квалификационный экзамен на присвоение высшей категории и категории «учитель-методист», а также на подтверждение категории «учитель-методист» будет проводиться на базе Академии последипломного образования, Республиканского института профессионального образования и Республиканского института высшей школы в Минске. Возможно, в ближайшее время будет решен вопрос расширения перечня таких учреждений, так как организовать квалификационные экзамены на высоком уровне могли бы и Белорусский государственный педагогический университет, и некоторые другие учреждения.

Подтверждать высшую квалификационную категорию и категорию «учитель-методист» придется каждые пять лет. И это уже не право, а обязанность работника. Профсоюзу удалось отстоять в этом вопросе интересы педагогов-женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет. В пятилетний срок работы в должности им не будет включаться время их нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Условно говоря, вышла женщина из декрета — и отсчет времени снова пошел...

Сдать экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории можно будет в перечисленных выше учреждениях, а также в областных и Минском городских институтах образования.

- А как будет проходить аттестация на присвоение первой и второй квалификационных категорий?

- В нашем случае речь идет об аттестационной беседе. Претендовать на присвоение второй квалификационной категории смогут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются, два года. Первой категории, высшей категории и категории «учитель-методист» — три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. Педагоги, получившие диплом о высшем образовании с отличием, диплом магистра или диплом исследователя, будут допускаться к аттестации на присвоение второй категории при наличии стажа работы всего один год.

Создаваться аттестационные комиссии могут как в организациях системы образования, так и в управлении образования областного исполнительного комитета, в Комитете по образованию Минского горисполкома, районных и городских отделах образования. Мы настояли на том, чтобы в состав аттестационной комиссии обязательно входил представитель профсоюзного комитета или уполномоченный соответствующим профсоюзным комитетом. Такого же мнения придерживались и в Минобразования. Мнение коллектива и профсоюзной организации должно учитываться, а процедура аттестации должна быть прозрачной...

По результатам аттестации могут быть приняты четыре варианта решений. Первый — присвоить или отказать в присвоении педагогу соответствующей квалификационной категории. Второй — подтвердить квалификационную категорию. Третий — снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее, и четвертый — отменить квалификационную категорию. При принятии решения о снижении (отмене) педагогическому работнику квалификационной категории, по которой он проходит аттестацию на подтверждение квалификационной категории, за ним будет сохраняться предыдущая квалификационная категория.

- Если я правильно поняла, то педагога могут теперь лишить даже второй квалификационной категории?

- Инструкция, как и прежде, предоставляет право руководителям учреждения образования проводить обязательную аттестацию на подтверждение второй и первой квалификационной категории педагогических работников, которые снизили уровень своей работы, о чем свидетельствуют результаты их педагогической деятельности за этот период, и педагогических работников, которые имели перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такая аттестация, инициированная руководителем организации, является для педагогов обязательной. Но такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

- А определены ли критерии снижения результатов педагогической деятельности? И может ли педагог опротестовать решение аттестационной комиссии?

- Конкретных, абсолютно прозрачных и понятных всем критериев снижения результатов педагогической деятельности сегодня нет, поэтому профсоюз и был против появления в инструкции этого пункта. Защищенности учителей он точно не способствует. А вот настоять на повторной аттестации педработник, в отношении которого при проведении аттестации были допущены нарушения, и действительно может. Если он не согласен с решением аттестационной комиссии организации системы образования, то в десятидневный срок вправе обратиться с решением комиссии в аттестационную комиссию отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, а при нарушениях, выявленных аттестационной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, — в вышестоящий отдел (управление) образования исполнительного и распорядительного органа.

- А если есть претензии к решению областной аттестационной комиссии? Куда еще выше можно пожаловаться?

- В случае, если нарушения были допущены в отношении педагогического работника, аттестуемого в аттестационной комиссии управления образования областного исполнительного комитета или Комитета по образованию Мингорисполкома, по обращению педагогического работника для его повторной аттестации должна быть создана другая аттестационная комиссия управления образования областного исполнительного комитета или комитета по образованию Мингорисполкома. Причем в состав такой комиссии не могут включаться лица, которые принимали решение в отношении этого педагогического работника при предыдущей аттестации.

Если решение будет принято не в пользу педагога, то пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории вновь он сможет не ранее чем через один год после принятия предыдущего решения.

- Предусмотрен ли некий переходный период для тех педагогов, которым высшая квалификационная категория была присвоена пять и более лет назад?

- Постановлением Министерства образования установлено: если высшая квалификационная категория была присвоена более пяти лет назад, подтвердить ее нужно до 1 сентября 2014 года.

- Роман Осипович, всех учителей интересует вопрос, изменится ли размер доплат за наличие квалификационных категорий? Особенно с учетом того обстоятельства, что педагогам теперь придется регулярно подтверждать свой профессиональный уровень: по собственной инициативе или по инициативе нанимателя? Будет ли у учителей материальный стимул для повышения своего педагогического мастерства?

- Повышение педагогом квалификационного уровня обязательно должно отражаться и на его заработках — это наше глубокое убеждение. Отрасль должна больше платить за квалификационный уровень, чтобы педагог стремился к повышению своей квалификации. Министерство образования солидарно с нами в этом вопросе, однако по причине ограничения финансовых ресурсов наши предложения пока не нашли поддержки на законодательном уровне. Сейчас за наличие второй квалификационной категории учителя получают надбавку в размере 15% от тарифной ставки, за первую — 20% и высшую — 30%. Мы считаем, что нужно увеличить нормативы надбавок за квалификационные категории в 3-4 раза. Надо думать о том, как удержать в системе образования талантливых и перспективных педагогов. Как их заинтересовать? Ведь получение и подтверждение категории «учитель-методист», как и высшей квалификационной категории, теперь превращается в серьезную процедуру. Но что педагог будет иметь на выходе? Минимальную доплату? Уверен, что высшая квалификационная категория не должна быть просто частью имиджа педагога...

Беседу вела Надежда Николаева. Газета «Звязда», октября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=104872&idate=2012-10-27


Педагогическая элита

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Новую квалификационную категорию «учитель-методист» получил в Беларуси уже 31 педагог. До недавнего времени высшая квалификационная категория была тем максимумом, которого мог достичь талантливый учитель в своей профессиональной деятельности. К тому же в оценке профессионального развития педагога не хватало ступени, находясь на которой он начинал учить других учителей... Но после утверждения новой инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников в Беларуси появилась дополнительная квалификационная категория «учитель-методист».

Обязательным условием для получения этой категории является наличие у педагога авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта, который был обобщен и используется другими учителями учреждений общего и среднего образования, публикаций в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных образовательных, воспитательных и информационных технологий и использования эффективных педагогических форм, методов и средств обучения.

Аттестация на присвоение категории «учитель-методист» проходит в форме квалификационного экзамена, который представляет собой защиту собственного опыта или защиту авторской методики преподавания учебного предмета по выбору аттестуемого, и аттестационной беседы.

Среди тех, кто первым решился претендовать на категорию «учитель-методист», — 19 членов клуба «Хрустальный журавль» и 12 педагогов, которые являются авторами учебной литературы, факультативных занятий, готовят учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах и т.д.

Правда, через пять лет им всем снова придется свою категорию подтверждать. Право называться «учителем учителей» пожизненно не выдается...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 31 августа 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/08/10847.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.