Совещание ректоров педагогических ВУЗов: как улучшить высшее педагогическое образование?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Как вернуть педагогу имидж успешного человека

Российская «Учительская газета» провела среди молодых педагогов, участников регионального молодежного фестиваля «Молгород-2014», опрос, чтобы выяснить, какие же проблемы мешают им эффективно работать и получать от работы удовольствие.

Молодые педагоги пожаловались на множество отчетной документации, которую нужно постоянно заполнять, и увеличение нагрузок, не связанных с прямыми обязанностями учителя. Следующей по популярности проблемой оказалось отсутствие в первый год работы молодого педагога поддержки со стороны старших коллег. Молодые педагоги боятся показаться в коллективе «белой вороной», выскочкой, которому нужно больше всех. Тем более что провозглашение своей собственной позиции может иметь для смельчака последствия...

В рамках третьего съезда работников образования стран СНГ в Минске прошло совещание ректоров педагогических ВУЗов, которые делились своими проблемами и достижениями в плане подготовки педагогических кадров и привлечения лучших абитуриентов на педагогические специальности.


Педспециальности — не для отличников?

— Сегодня мы имеем новое поколение молодежи с другой системой ценностей: это не хорошо и не плохо, а просто факт, который мы должны учитывать, поэтому нам требуются серьезные исследования в области педагогики и психологии, — поделился своими мыслями с коллегами ректор Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка Александр Жук. — Министр образования и науки Армении Армен Ашотян очень метко сказал, что учитель не является в нашем обществе героем дня. Общественное мнение связывает низкий престиж учительской профессии в первую очередь с невысокими зарплатами в этой сфере. Но с этим мнением соглашусь лишь частично. Профессии учителя приходится сегодня конкурировать на рынке труда с новыми профессиями, которые обещают высокий заработок, мобильность и стремительный карьерный рост: это программист, веб-дизайнер, системный администратор, логист, менеджер, маркетолог и другие. Они на слуху, и молодежь готова идти туда, где можно получить быстрые и большие деньги. Но стереотип в массовом сознании о педагоге как человеке, который не смог реализовать себя в более престижной сфере, нужно разрушать.

С этого года при поступлении на педагогические специальности школьные медалисты получили право поступать без сдачи экзаменов при наличии рекомендации педагогического коллектива. По словам Александра Жука, у этого решения было много скептиков, которые сомневались в том, что школьных отличников сможет заинтересовать перспектива связать свое будущее с педагогикой. Тем не менее в этом году в главный педагогический университет страны поступили 100 медалистов, или в 5 раз больше, чем в предыдущем году. Подобная ситуация наблюдалась и в других ВУЗах на педагогических специальностях.

— Допускаем, что, возможно, не все из выпускников сделали осознанный выбор, поэтому наша задача сейчас — погрузить их в будущую профессию и «заразить» педагогикой, — констатирует Александр Жук. — А вообще мы считаем, что профориентационную работу нужно начинать еще в средних классах, поскольку агитировать одиннадцатиклассников, которые уже определились со своим выбором, поздновато.

Поскольку молодежь много времени проводит в социальных сетях, в БГПУ решили задействовать и этот ресурс: в университете были созданы несколько групп студентов, которые контактируют с будущими абитуриентами в виртуальной паутине.


Мечта и выбор

— Представьте себе девочку, которая с детства мечтала стать учительницей. Но она выросла и стоит перед выбором: какую престижную профессию и какой ВУЗ ей выбрать? На наш взгляд, нужно сделать так, чтобы учиться в педагогическом институте или университете было одновременно и интересно, и престижно. Чтобы у молодых людей не было чувства неловкости или смущения за сделанный выбор, особенно в отношении студентов других ВУЗов, — говорит ректор Армянского государственного педагогического университета Рубен Мирзаханян. — А это невозможно без привлечения к преподаванию специалистов, которые являются авторитетами в своей области. И нет ничего зазорного, если преподаватели будут работать одновременно в нескольких ВУЗах. Нужно создавать условия для саморазвития молодых людей в стенах педагогического ВУЗа. Чрезвычайно важен обмен студентами. А что мы делаем в этом плане в рамках СНГ? Да ничего. Почему Армянскому педуниверситету удается сотрудничать с высшими учебными заведениями Северной Европы, с университетами стран Балтии и даже США, но невозможно организовать студенческий обмен, скажем, с Московским городским педагогическим университетом? Между прочим, для российской стороны это была бы еще и возможность поддержки русского языка за пределами России... Считаю, что можно было бы организовать в рамках СНГ Общий летний лагерь для будущих педагогов с серьезной учебной программой и сертификацией. В традициях высшей школы наших стран есть много общего, но, вместе с тем, опыт коллег всегда будет ценен для всех...


Столкновение с действительностью

— В России распространено мнение, что наши педагогические ВУЗы готовят студентов к работе во вчерашней школе, которой уже нет, — констатирует председатель Евразийской ассоциации оценки качества образования, академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Виктор Болотов. — Исходя из этого, получается, что наши курсы педагогики — это педагогика, которая не имеет отношения к реальной жизни, а курсы психологии — это, скорее, описание истории психологии, а не та психология, которая требуется современному учителю.

Виктор Болотов рассказал, что в России за время подготовки будущего педагога на педпрактику отводятся всего 4 недели. Между прочим, проведенное анонимное исследование показало, что после педагогической практики количество студентов педагогических специальностей, которые признаются, что не пойдут работать в школу, увеличивается вдвое. Это значит, что до педагогической практики они собирались работать в школе, но непосредственное столкновение со школьной действительностью стало для них открытием.

— Мы считаем, что педагогическая практика не должна быть имитацией, как и школа — просто местом прохождения практики. Школы и педагогические университеты должны стать полноценными партнерами, с общими проектами. Теория и практика должны идти рядом, — подчеркивает Виктор Болотов.


«Вход» в профессию

В России началась модернизация системы педагогического образования. К слову, педагогов в соседней стране готовят более 100 ВУЗов, включая Московский государственный университет и другие классические университеты. Россияне планируют перейти в педагогических ВУЗах на широкий бакалавриат. Что скрывается под этим понятием? Первые два года обучения в ВУЗах будут считаться непрофильным бакалавриатом. А целенаправленную подготовку для системы образования специалистов планируется начинать только с третьего курса, причем переориентироваться на педагогику смогут и студенты других ВУЗов. Рассматривается также вариант очно-заочной магистратуры для быстрого вхождения в профессию людей без педагогического образования, которые решили прийти в педагогику. Также обсуждается введение пока добровольного квалификационного экзамена на должность педагога. Нечто вроде экзамена для интернов, который практикуется после окончания медицинских ВУЗов. Тем, кто пойдет на квалификационный экзамен, обещают небольшую прибавку в зарплате.

По словам Виктора Болотова, проведенное в России исследование показало, что если молодой педагог проработал в школе более трех лет, то с вероятностью 90% он останется и дальше работать в системе образования. А массовый отток молодых специалистов из школы происходит в первые два года их работы и связан с тем, что новички попадают в ситуацию одиночества, когда остаются со своими вопросами и проблемами наедине. Именно поэтому в России собираются запустить программу сопровождения профессионального развития учителя в течение первых трех лет его работы.


Возвращение в пенаты

— Мы сейчас ищем в Беларуси школы, педагогический коллектив которых более чем на 30 процентов состоит из выпускников этой же школы, — рассказал Александр Жук. — Нас интересует, почему ученики, получив педагогическую специальность, возвращаются в родные стены? Ведь зарплаты у учителей отличаются несущественно, значит, есть какие-то другие факторы. Возможно, это особая атмосфера в учебном заведении или особое отношение к молодому учителю, его поддержка? Считаем, что это феномен, требующий изучения. Мы хотим работать с такими школами, чтобы пропагандировать и распространять их опыт на всю страну. А часто ли нам приходится слышать о педагогических династиях? Между прочим, мы знаем педагогов уже в четвертом-пятом поколении. Надо больше говорить о таких семьях и делать героями дня людей, полностью преданных своей профессии...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 8 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/56081.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.