Модели обучения в профильных классах старшей школы в Беларуси

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Сколько уроков в неделю будет в профильных классах?

Математика — 6 уроков (на базовом — 4 урока).

Физика, химия, биология — 4 урока (на базовом — 2 урока).

Иностранный язык — 5 уроков (на базовом — 3 урока).

Белорусский, русский язык — 3 урока (на базовом уровне — 1 урок).

География — 3 урока (на базовом — 2 урока).

Массовый переход старших классов школы на профильное обучение — перспектива ближайших лет.

По мнению заместителя министра образования Раисы Сидоренко, задача непременно вернуть профильные классы в те учреждения образования, где они функционировали прежде, не стоит. Как не стоит и задача открыть профильные классы в каждой школе или гимназии. Главный принцип, который будет реализовываться, — это постепенное и плавное внедрение профильного обучения на старшей ступени школы. При введении профильного обучения в образовательном стандарте заложены два уровня — базовый и повышенный. Это значит, что вместе с профильными классами в школах останутся на старшей ступени и обычные, где все предметы будут изучаться на базовом уровне. На днях Министерство образования подробнее разъяснило особенности формирования профильных классов и подгрупп в новом учебном году.

Решение об открытии профильных классов в конкретном учреждении образования будет принимать его руководитель, согласовывая его с основателем. Профильный класс может быть открыт только при выполнении комплекса условий. Среди этих требований — наличие в учреждении образования необходимых кадровых, материально-технических и учебно-методических ресурсов. В частности необходимо иметь хорошо оснащенные современные кабинеты физики, химии, биологии и т.д., которые позволят в полном объеме реализовать практическую часть учебных программ повышенного уровня. К началу 2015/2016 учебного года все педагогические работники, которые будут работать в профильных классах, должны повысить свою квалификацию.

Зачисление учащихся в 10-е профильные классы будет проводиться на конкурсной основе по результатам оценок в свидетельстве об общем базовом образовании. При этом оценки по профильным предметам должны быть не ниже 7 баллов, а средний балл свидетельства — не ниже 6 баллов. Пойти учиться в 10-й профильный класс можно в любое учреждение образования при наличии там свободных мест. Те ученики, которые получили общее базовое образование в гимназиях, при желании смогут продолжить образование и в 10-м гимназическом классе без сдачи вступительных экзаменов.

Победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по профильным учебным предметам будут зачисляться без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и оценок по профильным предметам. Что касается лицеев, то в этих общеобразовательных учреждениях прием в 10-е классы будет проводиться также по конкурсу, но на основе вступительных экзаменов.

Министерство образования предлагает три модели профилизации обучения в старшей школе.

Модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы.

Модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне различные учебные предметы.

Модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне, и учащихся, которые все учебные предметы изучают на базовом уровне.

Фактически речь идет о мультипрофильном обучении, при котором ученики изучают по их выбору различные предметы в отдельных группах: с одними сверстниками, например, на повышенном уровне они могут изучать математику и английский язык или математику и химию, с другими — на базовом уровне физику, а с третьими — на базовом уровне историю, биологию и т.д. При этом каждый ученик имеет индивидуальное расписание занятий. Одно из главных преимуществ мультипрофильного обучения заключается в том, что оно может внедряться как в крупных учреждениях образования, так и в небольших, где нет нескольких классов в параллели.

Количество направлений, по которым хотят обучаться старшеклассники, формируется с учетом возможностей учреждения образования: это могут быть как несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое или химико-биологическое и гуманитарное, так и достаточно большой набор сочетаний учебных предметов для изучения их на повышенном уровне. Каждый, кто решил поступать в ВУЗ, выбирает для повышенного уровня те дисциплины, которые понадобятся ему для поступления на выбранную специальность.

В учреждениях общего среднего образования могут открываться также классы профессиональной направленности для ориентации старшеклассников на получение педагогических, военных и других специальностей. Педагогические классы формируются по тем же правилам, что и обычный профильный класс. Школьники будут изучать в педагогических классах на повышенном уровне те предметы, которые они сами планируют в будущем преподавать. Кроме того, ученики педагогических классов обязательно осваивают программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс».

Сегодня рассматривается возможность особого порядка приема в ВУЗы на педагогические специальности для детей, которые окончили педагогические классы. Предполагается, что по рекомендации педсовета такие дети смогут поступать в ВУЗ на педспециальности без экзамена — такое же право было дано в прошлом году школьным медалистам.

Надежда Николаева.


Справка «Звязды»

В столице в 2014/2015 учебном году изучение отдельных предметов велось на повышенном уровне в 195 из 368 десятых классов школ, гимназий и лицеев. В гимназиях действовали 136 профильных классов и 59 классов — в школах. 75 классов имели физико-математическое направление (1596 учащихся), 83 — филологическое (1956 учащихся), 15 — химико-биологическое (364 учащихся), 3 — обществоведческое и 2 — экономическое. Также в Минске действовали 17 мультипрофильных классов и классов с двумя моделями.

Распределение учащихся десятых классов по направлениям обучения: около 44% из них выбрали филологическое направление, почти 42% — физико-математическое, 10,8% — химико-биологическое и 1,7% — обществоведческое и историко-правоведческое.

Газета «Звязда», 6 июня 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/06/86552.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.