Беларусь планирует участвовать в независимой системе оценки качества образования PISA не ранее 2018 года

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Готовит ли школа учеников к жизни? Мы узнаем об этом благодаря авторитетному исследованию

О намерении Беларуси присоединиться в 2018 году к международному исследованию PISA сообщила журналистам на брифинге заместитель министра образования Раиса Сидоренко.

Тестирование PISA считается одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире. Идея его проведения возникла в середине 1990-х годов: именно тогда эксперты в области образования предложили разработать универсальные тесты для 15-летних подростков, которые бы позволили проверять не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции. Это позволило бы определить, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни.

Исследование PISA проводится каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов, прежде чем они будут представлены мировой общественности. Первый рейтинг был составлен в 2000 году, а результаты последнего озвучены в декабре 2013 года. В исследовании, проведенном в 2012 году, участвовали школьники из 65 стран и территориальных образований. Свое место в мировом рейтинге по итогам PISA знают Россия, Грузия, Азербайджан, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Латвия, Эстония и другие страны.

Беларусь остается одной из немногих европейских стран, которые не участвуют ни в одной независимой системе оценки качества образования. В исследовании PISA, которое пройдет в мире в 2015 году, Беларусь также представлена не будет. Для того, чтобы присоединиться к PISA в 2018 году, нужно провести серьезную подготовительную работу и перечислить денежный взнос (в прошлом году он составлял 40 тысяч долларов).

По словам Раисы Сидоренко, решение о начале процесса подготовки национальной системы образования к независимой международной оценке образовательных достижений уже принято.

— Одно из направлений деятельности Министерства образования с Всемирным банком — мониторинг качества образования, — подчеркнула она. — В Беларуси он осуществляется ежегодно Национальным институтом образования. И уже в прошлом году прошел по новой модели, с учетом практической ориентированности знаний, которые получают белорусские учащиеся. Содержание образования должно быть нацелено на подготовку ребенка к жизни вне школы. Между прочим, главная проблема нашей системы образования заключается как раз в том, что знания, которые школа дает ученикам, не всегда нужны им в жизни.

Раиса Сидоренко подчеркнула, что участие в международном исследовании даст белорусам возможность увидеть себя на фоне достижений систем образования других стран. Правда, как свидетельствует практика, те страны, которые только присоединились к международному исследованию, как правило, оказываются на последних позициях в мировом рейтинге. (Есть даже термин PISA-шок.) Но это для них становится, так сказать, точкой отсчета и заставляет двигаться вперед, ориентируясь на опыт самых успешных стран.

В результате переговоров с экспертами Всемирного банка была достигнута предварительная договоренность о выделении белорусской стороне ресурсов в размере 50 миллионов долларов для модернизации системы образования. Планируется, что часть средств, которые выделит Всемирный банк, будет направлена на денежный взнос за участие в PISA, а также на улучшение содержания образования с привлечением экспертов и консультантов, которые будут оказывать поддержку в организации системы мониторинга качества образования в нашей стране.

Первый грант — в 340 тысяч долларов — Всемирный банк Беларуси уже выделил.

Как пояснил заместитель министра образования Сергей Рудый, инвестиционный проект предусматривает оказание помощи регионам по ряду позиций: укрепление материально-технической базы, капитальные ремонты школ, приобретение учебного и лабораторного оборудования, развитие системы сбора статистических данных в секторе образования. Сегодня речь идет о 150 школах в малых городах и сельских населенных пунктах, в которых, как предполагается, будет увеличиваться количество учащихся за счет закрытия малокомплектных сельских школ. Первые 22 школы уже разработали проектную документацию.

Надежда Николаева.

 

Справка «Звязды»

На протяжении всех циклов PISA лидерами в мировом рейтинге выступают страны Восточной и Юго-Восточной Азии: Сингапур, Тайвань, Корея, Япония и другие. Почти все они определяются быстрыми темпами развития экономики. Абсолютным же лидером, по итогам исследований, является Китай (Шанхай, Гонконг и Макао). Причем китайские подростки демонстрируют одинаково высокие результаты и в математической, и в читательской, и в естественной образованности.

Газета «Звязда», 27 января 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/01/69255.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.