Астрофизический портал | |
|
Ректор БГПУ Александр ЖУК: «Неправда, что молодежь не хочет идти в педагогику...»
22 июня 1914 года император Николай II утвердил смету доходов и расходов, которая превратила мечту об открытии в Минске учительского института в реальность. А 21 ноября — ровно сто лет назад — состоялось официальное торжественное открытие Минского учительского института, на котором присутствовало все руководство Минской губернии.
«Двадцатый век нередко называют... веком педагогики. Действительно, никогда педагогическая мысль не работала так интенсивно, как сейчас, — сказал во время торжества директор института Дмитрий Степуро. — Идет серьезный пересмотр прежних систем, методов и приемов обучения и воспитания, определяются новые пути и течения, создаются новые педагогические дисциплины».
Накануне 100-летнего юбилея Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка мы встретились с ректором, профессором Александром Жуком, чтобы узнать, насколько существенно отличаются задачи, стоявшие перед педагогами сто лет назад, и теми, которые решаются сегодня, почему перед учителем больше не снимают шляпу и как привлечь на педагогические специальности лучших...
— На встрече с участниками тематической смены «От увлечения до педагогической профессии» в «Зубренке» вы сказали, что образ учителя XXI века почти списан с победителя нынешнего конкурса «Учитель года — 2014». Что вы имели в виду?
— Виктор Жук попал в школу неслучайно и сделал свой выбор сознательно, имея уже богатый жизненный опыт: за его плечами были на тот момент учеба в профессиональном лицее, работа на стройке и служба в армии. Кстати, педагогическое образование он получал в нашем университете заочно. В течение десяти лет будущий учитель истории участвовал в раскопках (вместе с учеными из Академии наук), в рыцарских турнирах, исторических реконструкциях. В школу пришел после окончания университета и, как он сам признался, вошел в класс историком, а вышел — учителем. Он по-настоящему погружен в сферу, которой занимается. А то, что лежит за пределами учебника, как известно, всегда вызывает у детей интерес. Чем выше эрудиция человека, тем он более интересен в общении. Раньше школа была практически единственным источником знаний, теперь же это лишь один из многих источников. Поэтому если учитель (даже при условии, что свой предмет он знает досконально) не ориентируется в современной жизни, то рискует потерять авторитет у своих учеников.
Современные дети с компьютером на «ты». И в этом плане победитель конкурса «Учитель года» от них не отстает. Он может проконсультировать своих учеников в социальных сетях, дать им задание...
(Сочинение ученицы 10 класса Марьиногорской гимназии Алины Бакунович)
— Александр Иванович, вы возглавили университет незадолго до старта вступительных экзаменов, однако успели провести мощную рекламную кампанию, в результате чего были заполнены все бюджетные места. Признайтесь, как вам удалось заманить к себе такое большое количество медалистов?
— Мы не просто заполнили бюджетные места. Если сравнить с прошлым годом, то по большинству специальностей проходные баллы увеличились на 25-70 пунктов. Приятно, что более четверти первокурсников — это выпускники лицеев и гимназий. К тому же к нам поступили 100 медалистов и выпускников средних специальных учебных заведений с дипломом с отличием. В пять раз больше, чем в прошлом году! По-моему, это лучший ответ скептикам, которые сомневались, что разрешение медалистам поступать без вступительных экзаменов сработает. Не буду скрывать, что 300 медалистов получили личные приглашения от ректора подавать свои документы в Белорусский государственный педагогический университет. Мы послали им сигнал: в педуниверситете вас будут рады видеть. К тому же накануне приемной кампании наши студенты активно работали в социальных сетях, консультировали потенциальных абитуриентов...
— Учителем надо родиться или им можно стать, получив педагогическую специальность?
— Педагогика — профессия не для каждого, и я уверен, что наставник «начинается» не с педуниверситета — «растить» будущих педагогов нужно еще в школе. Надо искать детей с педагогическими наклонностями, с желанием учить других, с лидерскими задатками, с умением общаться и выстраивать отношения с другими. Мотивация к профессии — это, наверное, самое важное.
Считаю, что всем высшим учебным заведениям, где есть педагогические специальности, нужно спускаться с небес на землю и идти в школы. Причем начинать профориентационную работу необходимо со средних классов, так как в выпускном классе агитировать за профессию педагога уже поздно. Надо возрождать педагогические классы и создавать педагогические гимназии — хотя бы по одной в каждой области. И давать их выпускникам преференции при поступлении на педспециальности...
Мы разработали целый пакет предложений для районных отделов образования, начиная с организации работы школ юных, школьных научных обществ и заканчивая помощью педагогам в подготовке к олимпиадам и ЦТ. Одному университету без помощи школы не отыскать способных к педагогике детей. Именно учителя должны рассмотреть в своем ученике будущего коллегу и дать ему благословение на учебу...
(Сочинение ученицы 11 класса гимназии № 1 г. Жлобина Ирины Кравченко)
— А как вы объясните следующий парадокс: все родители хотят, чтобы их ребенка учил Педагог с большой буквы, но не хотят, чтобы их дети поступали на педагогическую специальность?
— Надеюсь, это временное явление. В текущем году почти треть первокурсников БГПУ — выпускники учреждений образования Минской области. А из 240 столичных школ на дневную бюджетную форму обучения поступили всего 109 человек. Давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны. Если из каждой школы (а их в нашей стране более 3 тысяч) к нам придет всего по одному талантливому ученику, то весь набор будет качественным. Неправда, что молодежь совсем не хочет идти в педагогику. Это миф, который мы должны разрушить. Надо только увидеть этих детей и правильно их направить. А родители не должны препятствовать своим детям в осуществлении их профессионального выбора.
Сегодня привлекательность нашей профессии снизилась в немалой степени из-за невысоких зарплат. Но ведь не все измеряется деньгами: хороший специалист знает себе цену и всегда вызывает уважение как у своих учеников, так и у их родителей. Кстати, БГПУ совместно с Министерством образования работает над программой социальной поддержки учителей — льготным кредитованием, скидками на интернет и мобильную связь, на билеты при посещении театров и музеев. Мы сделаем все для того, чтобы учитель чувствовал себя уверенно и профессия педагога вновь стала престижной.
— Ваша мечта — создание в стране педагогических гимназий. Открытие педагогических классов в 20-й столичной гимназии — лишь первая ласточка?
— Очень на это надеемся. На базе 20-й минской гимназии были созданы четыре педагогических класса физико-математического и филологического профилей для 104 учеников. В течение двух лет рядом с учителями гимназии всегда будут присутствовать и преподаватели БГПУ. Они будут преподавать гимназистам отдельные темы на углубленном уровне, проводить факультативные занятия, готовить гимназистов к участию в олимпиадах, турнирах, конкурсах научно-исследовательских работ. Кроме того, преподаватели университета познакомят гимназистов с основами педагогики и психологии, помогут им обнаружить и развить их способности и, пожалуй, самое главное — пробудить интерес к профессии педагога. Важно вовремя понять — твоя профессия или не твоя...
Кроме того, у нас уже прошла установочная сессия очно-заочной педагогической гимназии. Это новая структура, созданная на базе БГПУ. Ее работа рассчитана на старшеклассников, заинтересованных в получении профессии педагога. Очная форма предусматривает лекционные занятия в университете, проводимые в каникулярное время. Преподаватели университета будут читать лекции по педагогике, психологии, социальной работе, расскажут о премудростях и нюансах педагогической профессии. А заочная (дистанционная форма) обучения означает самостоятельную работу с контролем за успехами учащихся со стороны преподавателей. А следующий наш шаг — открытие педагогических гимназий в каждом областном центре.
(Сочинение ученицы 10 класса гимназии № 1 г. Жлобина Владиславы Анискович)
— Социологические опросы, проведенные в России, свидетельствуют, что только 10 процентов выпускников педагогических ВУЗов готовы работать в школе. Наши соседи собираются ввести так называемое портфолио для молодых учителей, которое будет включать внешнюю оценку со стороны преподавателей учебных заведений, где студент проходил практику. Предполагается, что это нововведение заставит студентов более ответственно относиться к прохождению педагогической практики... А как вы оцениваете эффективность практической составляющей подготовки студентов в вашем университете?
— Если только 10% студентов нацелены на работу в школе, то уже никакое портфолио не спасет. Это значит, что государственные средства на подготовку будущих специалистов были растрачены. Уверен, что более качественный отбор должен быть еще на входе в педуниверситет. А для этого требуется ранняя профориентация, еще за школьной партой...
Что касается прохождения практики, то в образовательных стандартах последнего поколения доля практики увеличилась с 10 до 15%. А со следующего года мы начинаем эксперимент на трех факультетах (физическом, математическом и естественнонаучном): практика у студентов будет начинаться не с третьего курса, как сейчас, а со второго. Учебный план будет составлен так, что один день в неделю будет свободен от занятий в университете, и студенты будут проводить его в школе: посещать уроки опытных учителей, помогать им в проверке домашних заданий, в подготовке средств обучения, участвовать во внеклассной работе, в том числе и в шестой школьный день. Одним словом, погрузятся в ежедневную школьную действительность. Даже думаем создавать мини-группы из учащихся по три-пять человек, которые будут реализовывать во время практики учебно-исследовательские проекты. Их результатом должны стать конкретные практические разработки, которые могут внедряться в учебный процесс или в воспитательную работу. Затем такие проекты могут лечь в основу курсовых или дипломных работ и даже магистерской диссертации. Главное, что они не будут пылиться на полках.
Мечтаем также, чтобы нам отдали детский сад, открывшийся недавно в Студенческой деревне, где воспитателями и психологами смогли бы работать студенты нашего университета.
— Накануне юбилея в университете было проведено много интересных мероприятий, например, конкурсы эссе и видеороликов об учителях. Порадовали ли вас результаты?
— На мой взгляд, школьники сделали для популяризации профессии педагога намного больше, чем белорусские кинорежиссеры, сценаристы и журналисты. Не могу припомнить нашумевшего кинофильма, крупной художественной выставки, серии статей в центральной прессе или широко разрекламированного ток-шоу, где бы главным героем стал именно учитель. Накануне юбилея мы выпустили сборник их лучших сочинений и сборник видеороликов. Надеемся запустить «нарезку» из лучших роликов на одном из белорусских телеканалов... А скульптурная композиция «Учительница первая моя», установленная на входе в университет накануне Дня учителя, не просто встречает ежедневно наших преподавателей и студентов, она стала еще и туристическим объектом. На главной площади страны постоянно проходят экскурсии, и сфотографироваться с учительницей стало у туристов уже доброй традицией.
— А каким вы видите университет, скажем, лет через 50? Изменятся ли задачи, которые будут стоять перед педагогом?
— Сегодня мы замахнулись на новый виток в развитии университета, причем я имею в виду не только создание современной образовательной среды, переоснащение материально-технической и учебно-лабораторной базы, использование информационных технологий. Нам бы хотелось, чтобы здесь родился и новый дух, чтобы наши выпускники были запрограммированы на успех. Мы хотим формировать современного учителя, с сохранением лучших традиций педагогического образования и одновременно самодостаточного, уверенного в себе профессионала. Чтобы он понимал современных детей, а они понимали его и видели, что он «в теме».
Миссия педагога не меняется. Научиться пробуждать интерес к своему предмету и к обучению вообще — одна из главных его задач. Безусловно, знания современного учителя не должны уступать знаниям его предшественников. Но на первое место выходит его умение налаживать общение с учениками, а это значит, коммуникативные способности, умение постоянно учиться и учить этому своих учеников. Учитель перестает быть учителем, когда перестает быть учеником.
Беседу вела Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 ноября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/11/61495.html
Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии