Белорусские парламентарии обсудили систему общего среднего образования

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Нужно ли принимать в старшие классы всех желающих и вводить профилизацию обучения? Парламентарии решили «прозондировать» общественное мнение.

Быть или не быть профильному обучению на старшей ступени школы? Какой должна быть наполняемость классов и групп продленного дня? Нужно ли вводить ограничения по приему учащихся в 10-й класс? Есть ли необходимость закреплять в Кодексе запрет на привлечение педагогов к деятельности, не предусмотренной должностной инструкцией? Эти и многие другие вопросы поднимались во время выездного расширенного заседания Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, которое прошло на базе Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка. В центре внимания парламентариев и педагогической общественности оказалась система общего среднего образования.

– Сейчас в Беларуси проходит мониторинг правоприменительной практики Кодекса об образовании, — сообщил председатель комиссии Геннадий Пальчик. — Члены нашей комиссии также подключились к мониторингу. Для этого мы проводим серию расширенных заседаний со специалистами различных уровней образования, встречаемся с директорами школ, представителями органов управления образования, рядовыми педагогами. И у нас уже зафиксирован ряд проблемных позиций, которые требуют пересмотра. Осенью мы планируем выйти на формат парламентских слушаний, по результатам которых будут приниматься решения о внесении изменений и дополнений в действующий Кодекс. Но следует иметь в виду: какие поправки мы ни внесли бы сегодня, жизнь настолько стремительно меняется, что всего через два-три года нам, возможно, снова придется что-то корректировать. Поэтому я считаю, что нужно создать такой механизм, чтобы все изменения на перспективу не потребовали многоступенчатого утверждения, так как есть риск, что пока эти изменения будут приниматься, они уже потеряют свою актуальность. Нужно тщательно продумать, какие из предложений закреплять в кодексе, а что можно прописать на уровне отраслевых нормативных правовых актов, которые значительно проще будет скорректировать.


Внешняя аттестация — это не ЦТ

Парламентарии не скрывают, что наибольшее количество корректировок касается именно системы общего среднего образования. И пожалуй принципиальным вопросом является возвращение к идее профилизации старшей ступени школы. Напомним, что Кодексом об образовании предусматривается возможность изучения предметов как на базовом, так и на повышенном уровнях. Однако на сегодняшний день повышенный уровень реализуется исключительно за счет факультативных занятий. Время показало, что назвать этот механизм действенным вряд ли можно. Преподаватели ВУЗов констатируют, что большая часть набранных в ВУЗы студентов абсолютно не образованы в базовых для инженерной подготовки школьных предметах, прежде всего таких, как физика и математика. Поэтому в белорусских ВУЗах даже вынуждены вводить специальные курсы — чтобы хоть немного подтянуть слабо подготовленных первокурсников до уровня высшей школы.

Абсолютное большинство педагогов высказываются за возвращение к изучению отдельных учебных предметов в 10-11-х классах на повышенном уровне в урочное время. Правда, с одной оговоркой: параллельно с физико-математическим или гуманитарным профилями нужно оставить возможность для детей, которые не могут определиться с выбором, и так называемый общий профиль. Тем более что не все учащиеся способны усваивать содержание того или иного предмета на углубленном уровне. Но из этого вопроса автоматически следует и другое: а надо ли брать в старшие классы всех желающих?

У нас в стране обязательное — девятилетнее базовое образование, поэтому, наверное, в старшие классы должны приходить только те ученики, которые не просто хотят, но и могут усваивать учебную программу. А если нет ни желания обучаться, ни стремлений, ни способностей? Школа все-таки не «камера хранения»...

И опять же, если вводить ограничения по приему в 10-й класс, то каким образом это нужно делать? Можно решить проблему отбора лучших утверждением контрольных цифр приема в 10-й класс. А можно ввести некий «проходной» балл (средний балл аттестата), и тем, у кого результаты учебной деятельности за девятый класс будут ниже, придется подумать о выборе профессии. Но сами педагоги и констатируют, что «вес» одних и тех же оценок, выставляемых в различных школах, может быть различным. Учреждения образования просто захлестнула «процентомания» хороших оценок.

– Давайте посмотрим, чьи подписи стоят под удостоверением об окончании базовой школы, — предложил Геннадий Пальчик. — Главы школы, завуча, классного руководителя... Детей аттестуют те же люди, которые их и обучают. Между прочим, во многих странах мира проводится внешний государственный экзамен, который является одним из критериев для поступления на другой уровень образования. Возможно, и нам надо решать дальнейшую судьбу выпускников базовой школы на основе государственной внешней аттестации, результаты которой не будут зависеть ни от учителя, ни от школы, ни от интересов того или иного региона.

Интересно, что итоговая внешняя аттестация после базовой школы не вызывает у педагогов такого единодушного отношения, как, скажем, возможность отсеивания заведомо слабых учащихся на входе в 10-й класс. И аргументация звучит довольно странная: мол, это будет негуманно по отношению к детям, ведь дети нервничают на экзаменах даже в присутствии педагогов, которых они хорошо знают. Психика у подростков еще неустойчивая, и с этим стрессом они и вовсе могут не справиться. Почему нужно вводить итоговую внешнюю аттестацию после базовой школы, а не после 11-го класса? Представители столичного Комитета по образованию даже вспомнили неудачную попытку совмещения централизованного тестирования с выпускными экзаменами, которая была негативно встречена общественностью. Почему-то в представлении многих внешняя аттестация ассоциируется именно с централизованным тестированием.

– Централизованное тестирование — это рейтинговая система, которая ни в коем случае не может выполнять роль аттестационного экзамена, — пояснил Геннадий Пальчик. — У рейтинговой системы оценивания совсем другие цели.

Начальник управления общего среднего образования Министерства образования Светлана Уклейко сообщила, что сейчас по заказу министерства в Национальном институте образования выполняется научно-исследовательская работа, в рамках которой прорабатываются модель и механизмы внешней аттестации за базовую школу.

– Это вовсе не означает, что уже в будущем учебном году мы будем готовы ее внедрить. Такой серьезный вопрос еще требует широкого общественного обсуждения. Рассматривается также и целесообразность переноса выпускного экзамена по истории из базовой в среднюю школу...

Также Светлана Уклейко не исключает, что уже с 1 сентября десятиклассники белорусских школ смогут изучать отдельные предметы на углубленном уровне — по крайней мере, сейчас в министерстве рассматривается такая возможность и готовится проект соответствующего документа...


Гимназии: зачисляем всех?

Отдельно парламентарии и представители педагогической общественности затронули вопрос функционирования гимназий. Например, следует ли вводить нижний балл для поступающих в гимназические классы? Этот вопрос возник не на пустом месте — практически в каждой третьей гимназии конкурса в прошлом году почти не было (1,1 человека на место или менее 1 человека на место). При этом около 17% гимназий зачислили учащихся с проходным баллом менее 36, это значит, что будущие гимназисты имели менее 6 баллов по каждому из учебных предметов. О какой конкурентоспособности таких учреждений может вестись речь?

Можно думать, что при формировании контрольных цифр приема в 5-е классы гимназий отделы и управления образования не анализируют ситуацию и утверждают цифры, исходя из позиций сохранения состава педагогического коллектива, не руководствуясь качеством образования... И как в таком случае быть?

Однако идея о введении нижней проходной планки при поступлении в гимназии все-таки одобрения у педагогов не нашла. Более единодушны были педагоги в предоставлении права поступления в гимназию без вступительных экзаменов победителям телевизионных викторин-конкурсов, районных и областных олимпиад. Сегодня победители республиканских олимпиад могут без экзаменов поступить в лицей, а вот при поступлении в гимназию их обязательно попросят сдать вступительные экзамены... Нужно эту недоработку устранить.

Также педагоги считают целесообразным при приеме в пятый класс гимназии учитывать не только результаты вступительных экзаменов по белорусскому, русскому языкам и математике и оценки по этим предметам за четвертый класс, но и средний балл итоговой аттестации за четвертый класс, поскольку и другие школьные предметы для развития ребенка также не менее важны.

Не прописаны сегодня нигде и условия перевода ребенка из гимназий в гимназию. Если, например, семья меняет место жительства, что делать ребенку: идти в обычную среднюю школу или снова сдавать экзамены в гимназию?


24 ученика — полный комплект

Директор ошмянской средней школы № 1 Михаил Гружевский заострил внимание коллег еще на одной проблеме:

– Согласно Кодексу об образовании, дисциплинарное взыскание можно применить к учащемуся только с 14 лет. Но с 14 лет наступает уже уголовная ответственность по отдельным видам преступлений. Из своего педагогического опыта мы прекрасно знаем, что в 10-11-м классах замечание или выговор, сделанные ученикам, уже не имеют того же эффекта, как, скажем, у пяти– или семиклассников. Поэтому я считаю, что возраст, когда можно применять к ученику меры дисциплинарного взыскания, нужно снизить до 11 лет. К тому же надо упростить и саму процедуру объявления замечания, так как сегодня, если руководствоваться нормами Кодекса, проще снять директора школы с работы, чем объявить ученику замечание.

По мнению Михаила Гружевского, обязательно нужно сохранять преемственность между наполняемостью классов в начальной и средней школе:

– Согласитесь, что когда из пяти четвертых классов делают четыре пятых класса, то этот процесс очень болезненно воспринимается и учениками, и их родителями.

Согласно Кодексу, в 1-4-х классах установленная наполняемость составляет 20 учеников, а в 5-9-х классах — 25 человек. Есть предложение установить общий для всех учреждений общего среднего образования норматив наполняемости классов и групп продленного дня — не более 24 учеников. Доказано, что зависимость качества образования от количества учащихся присутствует только когда в классе обучаются до 10-14 человек, а при большем количестве учеников такой эффект уже не прослеживается, и не имеет значения - 15, 20 или 25 учеников будет в классе. Но если с максимальным нормативом 24 ученика в классе педагоги, как правило, соглашаются, то что касается групп продленного дня, определенная часть педагогов просят не определять нижний норматив. Вся проблема в том, что в сельской местности, где дети зависят от школьных автобусов, в группах продленного дня могут находиться и до 10 воспитанников. Есть мнение также, что наполняемость классов должна определяться учредителем учреждения образования, в роли которого, как правило, выступают местные органы власти.

Надежда Николаева.


Какие еще дополнения предлагается закрепить в Кодексе об образовании:

  • возможность организации образовательного процесса на первой ступени общего среднего образования в малокомплектных школах в составе класса-комплекта;
  • запрет на привлечение педагогов к деятельности, не предусмотренной должностной инструкцией;
  • запрет на привлечение учащихся к участию в других мероприятиях во время уроков;
  • материальную ответственность законных представителей учащихся за порчу зданий, оборудования и другого имущества учреждения образования учащимися;
  • ответственность законных представителей учащихся за невыполнение своих обязанностей, закрепленных в Кодексе об образовании;
  • возможность использования педагогическими работниками «методического дня»;
  • обязательное собеседование с абитуриентами педагогических ВУЗов с целью определения их профессиональной пригодности.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 29 марта 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=110290&idate=2013-03-29

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.