Министр образования Сергей Маскевич: "У нас нет платного образования в полном смысле этого слова"

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Сто раз подумать, прежде чем подписаться под договором на платную форму обучения, придется абитуриентам нынешнего года. Во-первых, стоимость обучения в ВУЗах повышалась в текущем учебном году целых три раза, поэтому семьям, имеющим студентов-платников, пришлось серьезно затянуть пояса. Более того, даже при сегодняшних довольно больших ценниках на обучение руководители государственных ВУЗов в один голос утверждают, что рентабельность платной формы обучения у них - нулевая.

- Из всех расходов, которые несет учебное заведение при подготовке специалистов на платной основе, непосредственно студентами или их родителями компенсируется лишь примерно половина, - объясняет министр образования Сергей Маскевич. - Иначе говоря, определенная на сегодняшний день стоимость обучения покрывает только 50% расходов, которые несет ВУЗ. И у нас нет платного образования в полном смысле этого слова. Так называемое платное образование также частично поддерживается бюджетом, хотя еще два года назад платное обучение по всем специальностям было рентабельным.

Соответственно возникает вопрос, как нам быть дальше: поддерживать одинаково все специальности или определять какие-то приоритеты? Речь ни в коем случае не идет о сокращении бюджетного набора, где контрольные цифры приема корректируются с учетом нужд конкретных отраслей экономики и демографической ситуации в стране. Мы предлагаем оставить государственную поддержку студентов-платников, обучающихся по специальностям, в которых особенно заинтересована белорусская экономика. Это, в первую очередь, технические специальности, IT-специальности, естественно-научные педагогические и медицинские специальности. Но у нас есть ряд специальностей, которые молодые люди, несмотря ни на что, упорно "штурмуют". Все хотят быть банкирами, экономистами, юристами и бухгалтерами. Этот год, судя по всему, тоже исключением не станет. По крайней мере 25% опрошенных выпускников школ сообщили, что собираются поступать на экономические специальности. Пожалуйста, пусть каждый сам для себя решает, согласен ли он оплачивать полностью стоимость своего обучения?

Сегодня всех абитуриентов интересует, какой будет новая стоимость? Сергей Маскевич пока не решился назвать точные цифры, пояснив, что стоимость обучения зависит от многих обстоятельств. Например, от того, сколько преподавателей ВУЗов имеют ученую степень, какая у учебного заведения материально-техническая база, имеет ли ВУЗ статус ведущего в своей отрасли.

Но нетрудно подсчитать, что сегодняшние ценники могут возрасти как минимум вдвое. Неужели новые цены на обучение не уменьшат количество желающих? А, с другой стороны, на платную форму обучения теперь может быть не конкурс сертификатов, а конкурс кошельков...

Что касается введения нижнего предела тестового балла, который поставит на входе в ВУЗ шлагбаум перед самыми слабыми абитуриентами, то предполагается, что к участию в конкурсе не будут допускаться те абитуриенты, которые наберут на централизованном тестировании менее 7 баллов, хотя соответствующий приказ еще пока не подписан. Причем это касается всех экзаменационных дисциплин. Стоит напомнить, что ранее такая граница определялась отдельно для каждого предмета, причем находилась она значительно выше. И отменили ограничение из-за того, что после проверки всех работ участников ЦТ стало понятно, что в ВУЗах могут остаться незаполненными даже бюджетные места.

Еще один вопрос, который волнует общественность, - это сокращение или даже закрытие в нынешнем году набора на специальности, связанные с белорусской филологией. Например, в БГПУ имени Максима Танка в этом году не будет набора на четыре специальности, связанные с белорусским языком, даже на "сдвоенные" с английским языком и журналистикой.

- По определенным педагогическим специальностям у нас в последние годы наблюдается перепроизводство кадров, - поясняет министр. - Особенно это касается филологов. Уменьшается количество учеников, снижается и потребность в учителях. Не надо забывать также про реорганизацию сети учебных заведений и закрытие школ в сельской местности.

В Белорусском государственном педагогическом университете также констатируют спад интереса не только к белорусскому языку, но и к филологии вообще. Филология не является у молодежи культовой, как это было еще в 90-е годы, когда на филологические специальности были огромные конкурсы. Буквально каждый год уменьшается количество абитуриентов, сдающих централизованное тестирование по белорусскому языку, соответственно меньше людей имеет право поступать на специальности белорусской филологии. В БГПУ пытались поддержать белорусский язык разными способами. С этой целью открыли специальности "Белорусский язык и литература. Английский язык", "Белорусский язык и литература. Немецкий язык", "Белорусский язык и литература. Русский язык и литература". Но результаты последней приемной кампании не порадовали: ни на одну специальность конкурса не было. Сегодня в педагогическом университете продолжается обучение по специальностям "Белорусский язык и литература", "Белорусский язык и литература. Литовский язык", "Белорусский язык и литература. Польский язык", а также по тем, набор на которые в прошлом году был сделан впервые.

В Могилевском государственном университете имени А. Кулешова также из-за снижения общего количества абитуриентов и отсутствия конкурса прием на "сдвоенные" специальности "Русский язык и литература. Белорусский язык и литература" и "Белорусский язык и литература. Русский язык и литература" решено проводить поочередно через год. Однако дипломы по обеим этим специальностям дают право преподавать как русские, так и белорусские язык и литературу.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 22 марта 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=94917&idate=2012-03-22

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.