Тема лагеря-2015 для учителей в Ольховке — медиаобразование

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Медиаобразование: мода или необходимость? Это выясняли педагоги, которые летом добровольно... сели за парты

«Уважаемый коллега, поздравляю вас с успехом: вы победили в конкурсе на право стать участником лагеря», — именно такими словами начиналось письмо, которое получили от профессора Академии последипломного образования Николая Запрудского учителя, которым посчастливилось в этом году попасть в Ольховку. Ежегодно на целую неделю берег Страчи под деревней Ольховка, в Островецком районе, превращается в «зеленый класс». Но попасть сюда может далеко не каждый желающий. Причина проста: лагерь в палатках рассчитан на 50-55 участников, а заявлений от педагогов в этом году было почти 100.

Сила притяжения Ольховки чрезвычайно велика. Первый методический лагерь для учителей открылся 25 лет назад. Его организаторами стали Николай Запрудский и учитель физики из Островца Анатолий Бацюлев. За четверть века их идея повышения квалификации на лоне природы нашла много сторонников и обросла множеством интересных традиций. Есть ольховцы со «стажем» 10 лет и старше. Это педагоги, которые «заболели Ольховкой».

И хоть я попал сюда только во второй раз, успел по-хорошему позавидовать «первогодкам»: они еще не догадывались, сколько приятных открытий и сюрпризов их здесь ждет! Это и юбилейный концерт, и котильон (бал при свечах), и медиаспортивная полоса препятствий, и ночное ориентирование, и «Академия» (посвящение в «академики» Ольховки тех учителей, которые приезжают в лагерь в течение шести лет).

Но, несмотря на отдых, педагоги не забывают и об учебе: теоретические и практические занятия проходят в Ольховской школе с 9 до 16 часов. Каждый год в центре внимания педагогов оказывается актуальная для образования тема. Темой нынешнего лагеря стали медиаобразование и так называемый «перевернутый урок».


Отличить правду ото лжи

Работа над предложенной темой началась для учителей еще дома, поскольку каждый в информационном письме получил обязательное домашнее задание!

Например, по теме «Медиапросвещение и медиаобразованность» нужно было выбрать правильные, на взгляд учителя, утверждения, сформулировать не менее четырех вопросов к предлагаемым текстам и статьям по медиаобразованию, а также построить карту по теоретическим понятиям, связанным с ней (например, соотнести такие понятия, как медиа, медиапослание и медиаобразование).

Определенное проблемное поле оказалось чрезвычайно широким. Как научить детей ориентироваться в глобальном информационном пространстве? Как научить их формировать собственное мнение на основе информации, взятой из нескольких источников? Как, в конце концов, научиться отличать правду ото лжи, или, как сейчас говорят, от «фейков»?

летнему лагерю для учителей в Ольховке исполнилось 25 лет

Поскольку занятия в лагере были организованы по принципу «перевернутого урока» (когда теоретическая и лекционная программа изучается дома, а в классе вместе с учителем подробно разбираются задания и упражнения по теме), то работа началась с обсуждения выполненного домашнего задания в группах и презентации результатов работы с ним.

Это позволило учителям обменяться взглядами и сойтись во мнении, что качественное образование невозможно без медиапросвещения, а формирование медиаобразованности — задача не только учителей гуманитарных предметов.

Кроме того, педагоги убедились в том, что медиаобразованность, в отличие от информационной грамотности или информированности, очень полезна и она помогает осознать, каких мыслей или действий ожидал от вас автор медиасообщения, распознать предвзятость, дезинформацию и ложь, заметить, что местами история намеренно не досказана.


Каждый ли может стать медиапедагогом?

Николай Запрудский прочитал педагогам лекцию по медиапросвещению, а в качестве практического задания учителя сравнили две статьи об одном и том же событии из разных информационных агентств, убедившись, что при желании одну и ту же ситуацию можно интерпретировать совершенно по-разному.

Довольно оживленной получилась беседа-диспут о том, как в школе можно формировать у детей медиаобразованность и каждый ли учитель сможет стать медиапедагогом. Как редактор школьной газеты «Статус-КВО», я считаю, что большую роль в ее формировании играют учащиеся в создании школьной газеты, постоянная работа с текстом и выполнение творческих заданий, проведение журналистских расследований, опросов, подготовка репортажей. Поэтому настоящим подарком для всех участников лагеря стало методическое пособие «Как создать современную школьную газету?», написанное мастером своего дела, украинским журналистом Сергеем Чернявским, который отлично разбирается в вопросах медиапросвещения.

А заместитель председателя Общества белорусской школы Тамара Мацкевич поделилась своими впечатлениями от участия в летней медиашколе в Швеции. В этой стране медиаобразованность интегрирована в учебный план и реализуется на самых разных уроках: от истории и иностранного языка до биологии и физики. Создан сайт «Медиакомпас», на нем систематически появляется подборка актуальных событий и новостей из массмедиа, которые могут использовать педагоги в своей работе с детьми. Еженедельно такую подборку добровольно получают более 10 тысяч шведских учителей.

Интересно, что подобный проект по медиапросвещению уже реализуется в Беларуси усилиями группы учителей и к нему может присоединиться каждый желающий!

А планы у белорусских учителей чрезвычайно смелые. Это и создание дистанционных курсов по медиапросвещению, и написание методического пособия по формированию медиаобразованности, и присоединение школ и гимназий к медиапросвещению в качестве инновационных площадок. Впереди — много работы, но это тот случай, когда все зависит от каждого из нас.

А вместе мы можем многое. И это доказали ольховцы, блестяще выполнив практическое задание, в котором различным группам нужно было написать небольшую статью о лагере, предоставив информацию либо в позитивном, либо в негативном ключе. Поэтому — за работу, уважаемые коллеги!

Юрий Колосовский, учитель белорусского языка и литературы Могилевской городской гимназии № 1, редактор школьной газеты «Статус-КВО».

Газета «Звязда», 22 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/97363.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.