Высшее образование для иностранных граждан в Беларуси: количество студентов, страны, перспективы

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Беларусь для меня — это красивая страна», «...Моя вторая родина», «... Это страна, где спокойно», «...БГУИР — самый нужный университет», «Если сдам первую сессию, стану программистом», «...Здесь лучшие преподаватели...», «Здесь английский язык», «Хорошее образование и хороший опыт». Так рассуждают герои рекламного ролика — иностранные студенты, получающие образование в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники. Иностранцы рассказывают о своих любимых местах в белорусской столице, признаются в любви к драникам и белорусскому картофелю, называют имена знаменитых белорусов и даже цитируют белорусских поэтов. После размещения на видеоресурсе youtube.com ролик за два дня собрал более 1,5 тысячи просмотров. И пока это пример наиболее успешного рекламирования белорусского ВУЗа в интернет-пространстве. Для сравнения: рекламный ролик Белорусского государственного аграрного технического университета собрал такое же количество просмотров не за два дня, а за два года. Наверное, его авторам не хватило креатива?


И дипломаты, и министры

Как отмечает заместитель министра образования Виктор Якжик, рекламная продукция высших и средних специальных учебных заведений в среднем обновляется один-два раза в год (как правило, накануне вступительной кампании), что при современных темпах развития экспорта услуг является неприемлемым. При этом «хромает» как языковое разнообразие рекламной продукции, ее уровень, так и качество перевода на английский язык.

— Часто реклама разрабатывается без учета специфики каналов ее распространения и региональной направленности. Между прочим, сегодня требуется рекламный продукт и на китайском языке, и на испанском — для стран Латинской Америки, — подчеркивает заместитель министра. — В качестве успешных примеров могу вспомнить только каталог Витебского государственного университета имени Машерова на туркменском языке и буклет БГУИР — на арабском.

Вообще же для привлечения в Беларусь на обучение иностранцев сегодня задействованы самые различные средства: рекламирование через сайт учреждения образования, распространение информации через посольства Беларуси за рубежом, участие в международных выставках... Правда, последние представители ВУЗов рассматривают, скорее, как имиджевые акции, поскольку, по их словам, «ни одного студента после выставки в Беларусь все равно не привезешь».

Некоторые ВУЗы делают ставку на привлечение новых студентов из круга родственников и знакомых своих студентов-иностранцев. И в тех ВУЗах, где число представителей зарубежья довольно большое, эта тактика и действительно обеспечивает более-менее стабильный приток слушателей на подготовительные отделения.

Вторая стратегия заключается в привлечении иностранных граждан на учебу в Беларусь через фирмы-посредники. Большинство из этих фирм возглавляют иностранные граждане, которые обучались в белорусских ВУЗах. Многие из них получили вид на жительство в Беларуси, но активно поддерживают контакты с родиной. Действует в Беларуси и Международная ассоциация выпускников белорусских ВУЗов. Одной из ее задач является поддержание постоянных контактов с воспитанниками белорусской школы.

Сейчас создается республиканская база данных о посреднических фирмах и рекрутинговых агентствах, которые зарегистрированы на территории Беларуси и имеют хорошую репутацию. Это немаловажно, поскольку в последние годы на подготовительные отделения принимаются сотни граждан из Туркменистана, Китая, Турции, Нигерии, что требует от ВУЗов более плотного взаимодействия с территориальными органами по гражданству и миграции по согласованию приглашений на учебу. Соответственно, повысилась и ответственность ВУЗов за установление стандартов прозрачности работы с посредниками. Неблагонадежность последних может сильно ударить по имиджу учебного заведения.

С 2012 года в Беларуси действует Центр международного сотрудничества в сфере образования, созданный при Республиканском институте высшей школы, в функции которого входит как анализ основных тенденций развития мирового рынка образовательных услуг, разработка маркетинговой стратегии, так и создание банка данных о выпускниках белорусских ВУЗов из круга иностранных граждан. Выпускники белорусских ВУЗов должны возвращаться в Беларусь в другом качестве (как бизнесмены, дипломаты, переводчики) и быть проводниками экономических отношений между своими странами и Беларусью. Известно, что среди них есть министры, дипломаты, директора учреждений образования, руководители крупных предприятий, главные врачи медицинских учреждений.


Перспективные рынки

По данным Министерства образования, в текущем учебном году количество иностранных граждан, обучающихся в белорусских учреждениях образования, увеличилось на 3886 человек и превысило 16 тысяч. В магистратуру зачислено 769 человек и 410 человек — в аспирантуру и ординатуру.

Всего в 2013/2014 году количество иностранных граждан, которые были приняты на обучение в белорусские учреждения образования, достигло 4384. География стран, откуда едут в Беларусь иностранцы, уже приближается к сотне, однако основной экспорт образовательных услуг (80% от объема) приходится всего на четыре страны: Туркменистан, Китай, Россию и Нигерию. Причем количество россиян, которые выбирают местом получения высшего образования Беларусь, сокращается, численность китайцев существенно не меняется, а вот количество молодых людей из Туркменистана, которые едут в нашу страну, растет. И такой перекос в поставках образовательных услуг приводит к увеличению числа межэтнических и межрелигиозных конфликтов.

Определенный баланс сохраняется только в БГУИР, где одновременно с гражданами Туркменистана (99 человек) обучается значительное число молодых людей из Нигерии (66 человек), Ирана (44), Вьетнама (36), России (35), Ирака (28), Ливии (24), Казахстана (21) и Ливана (15).

Перспективными рынками экспорта образовательных услуг являются, на наш взгляд, прежде всего страны СНГ (Казахстан, Азербайджан, Таджикистан), в которых русский язык служит общепризнанным средством коммуникации; страны Южной и Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Индия, Индонезия), Ближнего Востока (Ирак, Ливан, Иран), Африки и Латинской Америки, — подчеркивает Виктор Якжик.

— Мы считаем, что доводить до ВУЗов плановые показатели по количеству иностранных студентов и заработанных денег неоправданно. Доводить надо эффективные показатели — например, по соотношению студентов-иностранцев и студентов-белорусов или студентов-иностранцев и преподавателей, — озвучил свою позицию декан факультета подготовки иностранных граждан Витебского государственного медуниверситета Вадим Приступа. — И двигаться на тот или иной рынок нужно только в том случае, если наши расходы будут оправданными. Нужно учитывать также и наличие внутренних барьеров: какие препятствия существуют в той или иной стране по признанию наших дипломов.

Только крупные университеты могут позволить себе работать на сотню стран. А небольшие ВУЗы (с количеством студентов 2-4 тысячи человек) не должны распылять свои силы и работать на все регионы мира: необходимо действовать адресно, работать только по максимально выгодным для нас направлениям. А поскольку «арабская весна» охватывает все больше стран, мы уже думаем, что надо уходить с наших традиционных рынков, поскольку ждать оттуда новых студентов нам не приходится. В качестве самых перспективных рынков рассматриваем страны Азии.


Цена и качество

Отдельная тема — удовлетворенность иностранных студентов качеством белорусского образования. Опрос студентов региональных ВУЗов показал, что соответствие стоимости полученного образования его качеству они оценивают в 4,43 балла по пятибалльной шкале, а возможность применения полученных в университете знаний в сфере профессиональной деятельности — в 4,57 балла.

Обучение на английском языке уже организовано в БГМУ, БГУИР, БГТУ и ряде других университетов. Вместе с тем, и сегодня не урегулированы вопросы тарификации оплаты труда педагогических работников, осуществляющих подготовку иностранных граждан по-английски. В Министерстве образования недовольны работой по организации для преподавателей высших учебных заведений курсов английского языка и считают, что все классические университеты должны начать подготовку англоязычных специалистов уже со следующего учебного года.

Возможно, в таком случае нужно было бы взять на вооружение опыт Латвии, где преподавателей высшей школы на год освобождали от основной работы для того, чтобы те могли вплотную заняться английским языком и подтвердить свою готовность преподавать по-английски на специальном экзамене. Ректор БГУИР Михаил Батура, кстати, неоднократно выступал с инициативой о создании республиканской базы специалистов, которые не просто хорошо владеют английским языком, но и готовы организовывать на английском языке учебный процесс. Не исключено, что такой взаимообмен не только упростил бы всем задачу, но и позволил присоединиться к организации преподавания на иностранном языке другим белорусским ВУЗам.

Сегодня наибольшей популярностью у иностранных граждан пользуются Белгосуниверситет, БГУИР, БНТУ, БГЭУ, лингвистический и медицинский университеты. Наибольшее число иностранцев отдают предпочтение изучению экономики, менеджмента, правоведения, международного права, русского языка и литературы, медицины и геологии.

В 2013 году цена на образовательные услуги для иностранных граждан выросла с 3% до 10% и колеблется сейчас для студентов дневного отделения от 1920 до 3300 долларов США в зависимости от учреждения образования и специальности, с 1 500 до 3 380 долларов — для магистрантов и от 1 150 до 5 000 долларов — для аспирантов. В Министерстве образования считают, что иностранные студенты готовы к повышению цен на обучение и подорожание в разумных размерах не повлечет за собой потерю интереса и мотивации к обучению. Главное — нельзя допускать резких изменений в ценовой политике...

* * *
Факторы, сдерживающие рост экспорта образовательных услуг:
  • нехватка мест в общежитиях для компактного проживания иностранных студентов;
  • неоднократные отказы миграционных органов согласовывать приглашения на учебу граждан из стран с так называемой «повышенной миграционной активностью». В условном «черном списке» находится целый ряд стран Азии и Африки;
  • недостаточное количество преподавателей, свободно владеющих иностранным языком для организации обучения на иностранном языке;
  • низкая информированность потенциальных студентов о возможностях получения образования в Беларуси.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 21 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/28985.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.