Обучение в Португалии по программе Erasmus Mundus. Воспоминания о приокеанической жизни

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

Андрей Безрученок, магистрант БГУ, рассказывает о своем участии в программе Erasmus Mundus в Португалии.


Программа и отбор

Поехали мы в Фару, которая находится на самом юге Португалии, в рамках программы образовательного обмена External Cooperation Window Lot 6, которая является инициативой всем известной Erasmus Mundus. В 2008 году участвовать в ней могли только студенты минского БГУ и Брестского государственного универа, так как эти учебные заведения входят в состав международного консорциума ECW*. Сейчас, по-моему, так ничего и не изменилось. Вообще же, тем летом БГУ подало заявки более 100 студентов, из которых были отобраны 12. А в Португалию попало лишь 2 человека с географического факультета. И интересно, между прочим, получилось! Я до сих пор не могу дать той «селекции» логического объяснения, так как в процессе выбора учебного заведения, «в которое вы бы хотели поехать на обучение», ни я, ни моя коллега не ставили Университет Алгарве** на первое место. Во-первых, академическая программа «там» не очень совпадала с геофаковской, во-вторых, как-то, казалось, далековато. Да и среднестатистический студент из Беларуси немного знает о той далекой стране на самом западе Европы. Однако, благодаря судьбе, вместо брони билетов на поезд в какую-нибудь Литву или Польшу, пришлось планировать авиапутешествие через Лондон с Белавиа и British Airways.

__________________

* Этот консорциум (ныне ECW Lot 7 BMU) является результатом программы академического партнерства и сотрудничества между 9-ю европейскими и 10-ю университетами из Беларуси, Молдовы и Украины. Таким образом, в нем сейчас 19 учреждений высшего образования, и координирует все это испанский Университет Деусто.

** Университет Алгарве единственный из консорциума принимает белорусских студентов с дипломом специалиста на обучение на степень PhD.


Документы

Перед аппликацией он-лайн часть документов нужно было отнести почтенным барышням из отдела международных связей. Как отнесли, так и забыли о существовании этих почтенных дам до телефонного звонка с результатами отбора. А дальше началось самое неинтересное — сбор бумаг, необходимых для отъезда за границу: в БГУ и в посольство Португалии. Надо было собираться в Москву, так как дипломатически наши страны ну никак не связаны, а через представительства — французское посольство в Минске — долгосрочную визу на обучение делать было нельзя. И для меня, например, это был такой настоящий геморрой еще потому, что сотрудники посольства буквально потеряли мои бумаги, затянув процедуру выдачи визы и, соответственно, нашего вылета. Однако, наконец, визу поставили и даже денег не взяли (до этого девушку, которая должна была ехать со мной в Фару, «обобрали» на 20 EUR).


Дорога

Летели мы из чрезвычайно оживленного аэропорта Минск-2, который находится в самом центре Европы. Настолько оживленного, что там спокойно «можно снимать "Лангольеры" Стивена Кинга» (с). Большую часть людей на рейсе Минск-Лондон Гатвик составляли английские футбольные любители, и, пока кого-то из них ждали, вылет задержали. Опоздание в Лондон привело к опозданию на посадку на рейс в Фару и спонтанному ночлегу в Гатвике (а скамейки там, по крайней мере, уютные, лучше, чем, например, в Станстеде — еще одном Лондонском аэропорту) и к спонтанной экскурсии по столице Соединенного Королевства. А вечером следующего дня — долгожданная посадка на Boeing 737 капиталистических British Airways, вкусный завтрак (по каким-то странным обстоятельствам — лучше чем в Белавии)))) и various refreshments по вкусу.

Посадка, и первое, что чувствуешь при выходе из самолета, — это был запах. Он поначалу может показаться странным (так пахнет водорослями), однако потом ты привыкаешь. Это — запах Атлантического океана, который потом невозможно забыть.


Общежитие и люди

Всем «эразмусовцам» из стран «третьего мира», к которым, к сожалению, пока что относится и Беларусь, предоставляли место в общежитии. Платить за него приходилось 108 EUR в месяц (для сравнения — в городе можно было найти квартиру за 150-180 EUR). Что немного удивило впоследствии: наших «советских» общежитьевских тетенек и маразматической системы контроля — их полное отсутствие (на примере моего общежития). Тетеньки, которые убирают комнаты несколько раз в неделю, очень хорошие и вежливые, а контроля на входе не было никакого. То есть, ты мог свободно прийти хоть в 23:00 вечера, хоть приползти с соседями из бара в 5 утра.

Некоторым из моих знакомых не нравились условия в общежитии, и они уезжали на частные квартиры. В общежитии им шумели соседи (португальцы вообще — шумные и веселые люди), кто-то по пьяни ломал, пожалуй, самые главные элементы системы канализации — унитазы, кто-то воровал еду из холодильников — понять можно. Незнакомое португалоязычное лингвистическое окружение также могло способствовать принятию решения переехать к «своим», более понятным и говорящим на «своем» языке. Не мне же их судить)). Однако мне в этом плане повезло. С соседями мы быстро подружились, а это, в свою очередь способствовало знакомству со страной и изучению португальского языка (по крайней мере, с нуля) не только со страниц учебников, но и из опыта живой коммуникации — со сленгом и иногда не очень нормативной лексикой. А лучшая окружающая среда для практики иностранного языка, как известно, — это в неформальной атмосфере во время going out, где-то после четвертой или пятой бутылки «кофе», и непосредственно с носителями или с носительницами.

Напротив здания общежития находилось здание полицейского участка. Нет, это, с одной стороны, очень удобно. Однако и как-то страшновато, когда ты принимаешь участие в шуточных действиях, которые, мягко говоря, балансируют на грани правопорядка. Например, нет уверенности, что вы не попадетесь, когда заносите в общежитие вещи, которые вы нашли, возвращаясь с going out (в нашем случае это были приблизительно в хронологическом порядке — столик, дорожный знак, коляска из супермаркета, горшок с деревцем — мелочей и не припомню, однако интерьер наших комнат должен был не раз обновляться). Однако полиция там хорошая. Когда мы с другом играли через усилок на электрогитарах на балконе (в час ночи), почтенные господа вежливо пожаловали и не менее вежливо попросили больше так не делать. И все. Однако если что серьезное — работают на совесть, а иногда и не хуже наших. Однажды, во время операции против наркотрафика, когда «перетряхивают» бары и клубы, всех эразмусовцев без церемоний выгнали из одного такого заведения и просто поставили лицом к стене, пока не проверили документы. Вот они там какие.


Университет

Universidade do Algarve — не самый лучший в стране по уровню общей подготовки студентов (как отмечали сами преподаватели, на то есть университеты Лиссабона и Порту), однако буквально лучший в сфере исследований океанических экосистем (позволяет географическое положение — удаленность от океана). Много преподавателей приглашены читать лекции из-за рубежа (Аргентина, Объединенное Королевство, Канада, др.), все свободно говорят по-английски.

Сам учебный процесс — не сложный. Когда посещаешь все (ну, или почти все) лекции и семинары, проблем возникнуть не должно. Интересный (и, на мой взгляд, отличается от типично белорусского) подход к студентам — с уважением, как к взрослым, а не как к глупым детишкам — и путь подачи учебного материала — на качество, а не на количество (много раз разъясняется и повторяется самое главное, не высыпается ворох никому ненужных мелочей).

По контракту, чтобы успешно закончить обучение, нужно было набрать 60 кредитов (ECTS). За экзамен давали в среднем 5-6 ECTS, за зачет — по 2-3. За год необходимое количество можно набрать спокойно, и даже «перебрать», если есть интерес к учебному процессу.


Стипендия

Как и в случае с общежитием, студенты-эразмусовцы из стран «третьего мира» находились в привилегированном положении. Их «сколаршип» составлял 1000 евро в месяц, что, на мой взгляд, много для этой страны. На тот момент эта цифра была больше, чем, например, средняя зарплата по Португалии. Хватает и на еду, и на одежду, и на путешествия. Стипендии же, которые получали обычные местные студенты и эразмусы из стран-членов Евросоюза были в разы меньше, что, по-моему, не совсем справедливо (точнее, совсем не справедливо). Когда мой португальский друг поехал учиться в испанский город Виго, также по эразмусу, ему дали 1230 евро на 6 (шесть) месяцев, что составило 205 евро за месяц. Даже на оплату за квартиру (цены в Испании выше, чем в Португалии) не хватало.


Мобильность

Наш учебный курс, который нам дали самим выбирать по интересу (из-за несовпадения академических программ университетов), давал определенное количество свободного времени, чтобы спланировать и реализовать ряд путешествий. В первую очередь это были поездки по стране, по побережью. Но географу ограничивать себя одной страной — это нонсенс, и пора было рваться куда-то еще. Понятно, что такая неимоверно большая стипендия позволяла немного увидеть окружающие страны. Да и быть мобильным там в разы легче, чем из Беларуси. А карточка временного резидента страны Шенгенского соглашения (которую мы делали по приезду) буквально открывала пути в Объединенную Европу.

Каждому нормальному студенту, конечно, хочется путешествовать как можно дешевле. Ведь чем меньше денег потратишь на билет, тем больше останется на остальное. Как ни странно, самый дешевый путь попасть из страны А в страну Б в Европе — самолеты. Опыт и исследовательский проект, который я там выполнял, показал, что лучшими в этом плане являются самолеты авиакомпании Ryanair. Мне довелось полетать ними и за 5, и за 25, и за 75 евро. Чем раньше покупаешь (разумеется, через Интернет) — тем дешевле, это закон маркетинговой стратегии. Но все равно приятно сесть на самолет из Фары до того же Лондона с билетом за 15 евро, если знаешь, что цена этого же рейса British Airways начинается от 200 евро.

Ну, вот и время закругляться... О годе жизни и обучения можно написать и книгу в нескольких томах, а можно рассказать кратко, однако с акцентом на главном. Любой опыт продолжительной жизни вдали от дома заставляет выучить несколько простых, однако серьезных вещей. А именно — как самостоятельно решать свои проблемы, как самостоятельно планировать свое время и делать все без напоминаний, и как отвечать за свои действия. Однако, если есть голова на плечах, все эти уроки жизни усваиваются быстро, без «пострадавших». А тот год, само собой разумеется, принес новые эмоции, новых друзей, новые места, к которым можно будет вернуться в скором или не очень будущем. И конечно — позитивное или негативное переосвидетельствование некоторых стереотипов о Беларуси.

Источник: adukacyja.info/experience/participants/169-navuchanne-u-partugalii-yspamin-pryakiyanskaga-zhyccja.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.