Сергей Маскевич: «В будущем требования к минимальному уровню подготовки абитуриентов могут меняться»

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Министр образования Сергей Маскевич не исключает в будущем возможности отмены вступительных экзаменов при поступлении в средние специальные учебные заведения и зачисление абитуриентов по итогам конкурса аттестатов. Об этом он сообщил, отвечая на вопрос «Звязды», на встрече с журналистами в Национальном пресс-центре.

Дело в том, что уже не первый год на вступительную кампанию существенно влияет ухудшение демографической ситуации. В нынешнем году в учреждения среднего специального образования планируется принять 54,1 тысячи человек, что соответствует уровню прошлого года. На бюджетной основе прогнозируется зачислить 27 389 человек, а это почти на 500 человек меньше, чем в прошлом. Прием в государственные и частные ВУЗы также был сокращен на 14 тысяч мест. На обучение за счет средств бюджета запланировано принять 32,2 тысячи человек, из них на дневную форму обучения - 24,4 тысячи (минус 610 человек) и на заочную - 7,8 тысячи (минус 150 человек). Напомним, что количество выпускников сокращалось на протяжении нескольких последних лет. В текущем году 11-е классы закончили 65,5 тысячи человек, а это на 10 тысяч меньше чем в предыдущем году. В следующем году количество выпускников еще уменьшится...

Как уже ранее сообщалось, в текущем году на входе в ВУЗ было решено установить барьер - все участники централизованного тестирования, которые получат менее 7 баллов по предмету, к участию в конкурсе допускаться не будут. Но владельцам таких сертификатов ЦТ никто не запрещает поступать в средние специальные учебные заведения. Значит, и с одним, и с двумя баллами, набранными на ЦТ, можно будет стать студентом среднего специального учебного заведения.

- Возможно, и действительно нет необходимости в проведении в ССУЗы вступительных экзаменов, - согласился министр образования. - Разумеется, при условии, что в системе общего среднего образования будет действовать хорошо отлаженная система проведения выпускных экзаменов - с единым центром управления этим процессом, с использованием единых для всех выпускников экзаменационных материалов. Если отметкам в аттестатах можно будет полностью доверять, то почему бы не проводить отбор желающих получать среднее специальное образование по конкурсу аттестатов? Тем более что наша экономика остро нуждается в таких специалистах. Будем смотреть, анализировать нынешнюю приемную кампанию и после этого делать соответствующие выводы.

Но почему в Министерстве образования решили установить барьер на уровне именно 7 баллов? Все-таки традиционно русский язык или, скажем, историю абитуриенты сдают лучше, чем математику и физику, но барьер будет действовать для всех дисциплин...

- Признаюсь, что рассматривались разные варианты. Например, было предложение просто отсеивать 10 процентов абитуриентов с самыми низкими баллами в сертификатах по каждой дисциплине. Но, например, по обществоведению у нас всегда высокие результаты на ЦТ, потому что эту дисциплину нужно сдавать при поступлении на самые престижные специальности. Естественно, что у тех, кто войдет в 10 процентов худших результатов по обществознанию, баллы в сертификатах будут намного выше, чем у владельцев 10 процентов худших результатов по математике. Так почему мы тем, кто имеет 25-30 баллов, будем отказывать в праве участвовать в конкурсе? Индивидуальных вариантов, наверное, нет, поэтому мы решили остановиться на счастливой цифре «7», - пошутил министр. - Но абсолютно очевидно, что в будущем требования к минимальному уровню подготовки абитуриентов могут меняться. Надо посмотреть, как нововведение отразится на конкурсной ситуации, а затем делать выводы. К тому же хочу добавить, что мало преодолеть установленный барьер и получить студенческий билет. По моим личным наблюдениям, примерно 30 процентов из тех, кто на старте имел хорошие результаты, затем в процессе обучения ухудшают свою успешность, и, наоборот, третья часть тех, кто не мог похвастаться отличной подготовкой, во время учебы укрепляют свои позиции и успешно продвигаются.

Поделился министр образования также и своим видением дальнейшей судьбы целевой подготовки специалистов:

- Сокращать срок отработки студентов-«целевиков» мы не планируем. Сегодня он составляет пять лет. Но в будущем году Министерство образования намерено расширить круг лиц, которые смогут претендовать на получение целевого направления, ведь главная задача целевой подготовки - не просто поддержать сельскую молодежь, а в первую очередь - обеспечить кадрами отдельные отрасли экономики и отдельные регионы. Сегодня право на целевое направление имеют абитуриенты, проживающие в населенных пунктах с численностью до 20 тысяч человек. Полагаю, что такое право должно быть у всех жителей районных центров.

Министр не стал скрывать, что во время вступительной кампании встречаются случаи, когда абитуриенты, набрав на централизованном тестировании высокие баллы, не пользуются своим целевым направлением и поступают по общему конкурсу. Все-таки отработать два года по распределению проще, чем пять лет возвращать государству долги за свое бюджетное обучение...

- Мы не можем им это запретить. Значит, надо лучше работать с претендентами на получение целевого направления. Возможно, есть смысл предлагать целевую подготовку абитуриентам уже после того, как пройдены все вступительные испытания: для кого-то это будет прекрасной возможностью стать студентом ВУЗа. Одним словом, надо думать, - добавил Сергей Маскевич.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 12 июня 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=98423&idate=2012-06-12

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.