Легко ли быть гением? Павел Михайлов — выпускник Шкловской школы-интерната для детей с нарушениями зрения

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«Не знаю» — не для этого парня

Первое, что поражает в этом юноше, — ироничная улыбка и чувство юмора. Он даже чем-то напоминает российского шоумена Ивана Урганта. И внешне похож на него, и за острым словом в карман не лезет. А еще он — тонкий психолог, который очень хорошо чувствует своего собеседника. Иногда кажется, видит его насквозь. И это при том, что юноша от рождения незрячий.

Павел Михайлов — один из лучших выпускников этого года Шкловской школы-интерната для детей с нарушениями зрения. Он на достаточно высоком уровне знает компьютер, виртуозно играет на баяне, в совершенстве владеет немецким языком. Возможно, такие молодые люди сейчас не исключение, но ведь Павел достиг этих результатов при отсутствии зрения.

Мать протягивает мне целую кипу почетных грамот и благодарственных писем — за годы учебы в школе-интернате сын неоднократно занимал призовые места. На глаза попало несколько благодарностей за победу в играх «Самый умный» и «Самый сообразительный», грамоты со словами благодарности от руководства учреждения за итоговое участие в третьем этапе республиканской олимпиады по математике, несколько дипломов победителя второго и третьего этапов республиканской олимпиады по немецкому языку. А в благодарственном письме, которое он получил в этом году вместе с аттестатом, отмечаются его особые успехи в изучении иностранного языка и информатики.

Как только Павел познакомился с компьютером, его заветной мечтой стало выучиться на программиста. Среди учеников он считался самым опытным в этой области. К нему обращались за помощью и товарищи по учебе, и даже учителя. Он давал консультации и по телефону. О новых программах также узнавали именно от него. Парень мечтал поступать в БГУ на факультет прикладной математики и информатики и, наверное, стал бы одним из лучших студентов университета. Но почему-то считается, что эта профессия не для незрячих. Так что с мечтой пришлось расстаться.

Павел Михайлов — выпускник Шкловской школы-интерната для детей с нарушениями зрения

Зато как радовались учителя Шкловской детской школы искусств, когда Паша подал документы в Белорусский государственный университет культуры и искусств! Учительница по музыке Алла Янисова считает, что выбрать этот путь его толкнула наивысшая оценка по специальности. В текущем году только он и еще один ученик из всего заведения получили десятки.

Алла Янисова надеется, что ему повезет с преподавателями. Сама она сначала скептически отнеслась к парню и его возможностям. Но через некоторое время поняла, что Павел чрезвычайно талантливый — у него абсолютная память и очень хороший музыкальный слух.

В университете оценили не только отличную музыкальную подготовку выпускника Шкловской детской школы искусств, но и его хорошие знания по общеобразовательным предметам. По русскому языку он набрал во время тестирования более 80 баллов, по истории Беларуси — свыше 70. И это при том, что история была не самым «сильным» его предметом. Его жажда знаний достойна восхищения. «Однажды он спросил меня: зачем люди придумали слово "не знаю"?» — улыбается мать Павла.

В школе-интернате, где Павел находился большую часть своей жизни, помнят, как в 7 лет он с ходу освоил чтение по Брайлю и «подсел» на книги. Сегодня в магазинах, библиотеках, интернете литература — на любой вкус: читай — не хочу. У Павла, к сожалению, выбор ограничен. Он может читать только по Брайлю, а таких книг немного. В школьной библиотеке он, наверное, перечитал все. И особенно его интересовали энциклопедии. Тифлопедагог Гульнара Миронова вспоминает, что он всегда знал ответ на любой вопрос. Одноклассники даже называли его гением. Однажды на областной олимпиаде по математике необычный ученик удивил учителей схемой решения сложной задачи для седьмого класса. Он так хорошо объяснил все на примере взаимодействия двух парней, что эксперты были поражены. Такой нестандартный метод решения они услышали впервые.

Учительница немецкого языка Ольга Клюйко уже несколько лет не работает в школе-интернате, но и сегодня восхищается способностями своего ученика. Он необычен уже тем, что единственный на ее уроках разговаривал исключительно по-немецки, причем на разные темы. Задавал вопросы о сущности жизни, любви, интересовался, как жить, если чувства не разделяют... Вообще, знания его выходили далеко за рамки школьного обучения. Он даже мечтал создать программу по изучению немецкого языка через интернет для тех, кто имеет проблемы со зрением.

Однажды на входе в школу, где проходила районная олимпиада по немецкому языку, учительница Татьяна Чикиза, которая сопровождала Пашу, забыла предупредить, что у дверей сверху низкий косяк. И очень испугалась, когда Павел схватился за лоб. Но он быстро пришел в себя и успокоил: «Не беспокойтесь, Татьяна Михайловна, до сих пор у меня была каша в голове, а теперь все легло по полочкам». Интересно, что он действительно стал победителем олимпиады. Ровно через год по дороге на очередную олимпиаду ученик с учительницей... поскользнулись на льду. Надо было видеть, как летели книжки в разные стороны. Учительнице было не до смеха, а Павел только пошутил: «История, кажется, повторяется. Первое место нам обеспечено». Все сбылось и на этот раз.

Учителя говорят о Павле: очень талантливый парень, но принципиальный и с твердым характером. Никогда не будет заниматься тем, что ему неинтересно.

Найти общий язык с Павлом непросто, он не из тех, кто пойдет с каждым на контакт. Если чувствует, что искренности нет и в помине, замыкается. Но на любимые темы — о компьютере или электронной музыке — может долго разговаривать. С восторгом слушает Армина Ван Бюрена, известного своими композициями в стиле «транс», и мечтает стать таким же известным диджеем. Признается, что очень хотел бы научиться делать ремиксы. По жизни он оптимист. «Живу, ни на что не жалуюсь», — озвучивает свою жизненную позицию. И верит, что ангел-хранитель никогда его не оставит. А еще он мечтает о любимой девушке и крепкой семье. Очень хочется, чтобы все его желания исполнились.

Нелли Зигуля. Фото автора. Газета «Звязда», 11 сентября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/09/52612.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.