Почему школьники «не дружат» с математикой?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Что нужно сделать для усвоения школьниками программы по физике и математике: увеличивать количество часов, отводимых на их изучение, вводить профилизацию на старшей ступени школы, менять форму экзаменов на выходе из школы или при поступлении в ВУЗ или больше внимания уделять качеству школьных учебников и подготовке педагогических кадров? Ответы на эти вопросы сегодня ищут не только в нашей стране, но и в соседней России, где абитуриенты тоже нередко шокируют экзаменаторов своими «блестящими знаниями». Например, каждый десятый выпускник российской школы не смог в этом году на Едином государственном экзамене найти правильный ответ к следующей задачке: «Поезд отправляется от вокзала пункта А в 20:52 и приходит в точку В в 16:40 следующего дня. Сколько времени он проводит в дороге?»


Первокурсники — в шоке...

Представители российской высшей школы — участники международной конференции, прошедшей в конце года в БГУИР, — констатировали, что в последние годы они фактически лишились возможности проводить отбор способных обучаться в ВУЗе, а вместо конкурсного набора происходит «подбирание всех желающих с улицы». Это приводит к тому, что большая часть набранных в ВУЗы студентов абсолютно необразованные в базовых для инженерной подготовки школьных предметах, прежде всего таких, как физика и математика. А всякого рода формы «доучивания» первокурсников, к которым вынуждены прибегать в ВУЗах, к сожалению, не приносят ожидаемого эффекта...

В белорусских ВУЗах также вынуждены вводить специальные курсы — чтобы хоть немного подтянуть слабо подготовленных первокурсников к университетскому уровню. Студенты нередко приходят в университет с «девятками» или «десятками» в аттестате, но решить более-менее простую задачу не могут. Более того, преподаватели технических ВУЗов констатируют, что адаптироваться к требованиям высших учебных заведений сложно даже хорошо подготовленным абитуриентам. А что уж говорить о слабых первокурсниках, которые с математикой вообще не дружат? Некоторые из них находятся в состоянии шока от большого объема учебного материала, который нужно усвоить, а также от того, что каждый раз на занятиях рассматривается новая тема.

Среди студентов сегодня много таких, которые считают знание теории чем-то излишним. И им невдомек, что без знания теории невозможно решить задачу. Преподаватели вынуждены бороться с отрицательным отношением студентов к требованиям знать доказательства теорем и выводы формул. Им приходится фактически с нуля начинать развитие у студентов творческого мышления. Часто это не удается и за два года обучения математике в техническом ВУЗе...


Зачем инженеру математика?

К слову, еще несколько лет назад, когда пересматривались учебные планы, многие педагоги предупреждали, что школьное математическое образование в Беларуси разрушается и уничтожающие процессы могут приобрести необратимый характер. Что мы сегодня, собственно говоря, и наблюдаем. «Досье» организаторов централизованного тестирования ежегодно пополняют элементарные задачки, с которыми претенденты на студенческий билет не справляются. Конечно, можно все списать на массовость и доступность высшего образования, но ведь согласитесь, что задача на измерение площади кухни — это не суперзадача для будущего инженера, конструктора или программиста! Между тем такая задача оказалась несколько лет назад не под силу 40% (!) участников централизованного тестирования.

В этом же году 40% участников тестирования по математике не смогли узнать из приведенных вариантов ответов равнобедренный треугольник. Два угла были известны, а третий надо было вычислить. Элементарное задание, но абитуриент должен был знать, что сумма углов треугольника — 180°, а в геометрии два угла — равны.

Около 6% участников тестирования по физике не смогли узнать прибор, предназначенный для измерения скорости, 10% — прибор для измерения влажности, 12% — барометр, а 25% участников ЦТ не знали назначение мензурки. Между тем математика и физика являются профилирующими дисциплинами для технических специальностей.


Выход — в дополнительных часах?

Еще в середине 1990-х годов Министерством образования было принято решение об отмене устного экзамена по геометрии после базовой школы. И теперь на выходе как из базовой, так и из средней школы практикуется только письменный экзамен, включающий задачи по алгебре и геометрии. По мнению педагогов, отмена устного экзамена катастрофически сказывается на уровне освоения содержания предмета, и, прежде всего, курса по планиметрии: у школьников не формируется навык развернутых доказательных рассуждений, не усваиваются в достаточной степени формулировки теорем и определений. Хорошо известно, что научить решению геометрических задач не менее тяжело, чем решению текстовых задач в алгебре. Но научить обоснованию математических утверждений через отрицание доказательств основных теорем возможно, и учителя советской школы успешно с этим справлялись.

Педагоги убеждены, что изучение математики в школе остается одним из основных столпов в развитии интеллекта ребенка, ведь математика — это гимнастика для ума, которая формирует общие приемы мышления, его логику, тренирует память, знакомит с основными математическими фактами, учит поиску путей решения проблем — а без всего этого невозможно успешное обучение по многим другим предметам, в том числе и изучение физики. Нередко только в старших классах школьники окончательно определяются со своими склонностями к тем или другим наукам. Но что делать старшекласснику, который вдруг с ужасом понял, что ему не хватает базовых математических знаний для получения заветной профессии? Проблемой номер один, по мнению педагогов, является отсутствие у современных школьников понимания значимости математических знаний. Особенно у тех, которым не нужно сдавать математику на вступительных экзаменах.

Заместитель министра образования нашей страны Василий Будкевич уверен, что система образования должна соответствовать потребностям общества и той ситуации, которая реально складывается в секторе экономики:

– У нас сегодня наблюдается явный уклон в гуманитарную сторону. При этом мы прекрасно понимаем, что без овладения физикой и математикой подготовить в достаточном количестве инженерно-технологические кадры для реального сектора экономики невозможно. Именно математическое образование является фундаментом для создания высокотехнологичной экономики, поэтому мы вынуждены думать о будущем.


Беспроигрышные инвестиции

Согласно программе развития российского школьного образования до 2020 года, основной акцент в России будет сделан на математику.

Новую концепцию математического обучения в России планируется строить на нескольких показателях: результатах государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах, мониторингах результатов обучения, данных мониторинга высших учебных заведений, результатах международных исследований и стандартах стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.

– Развитие математического образования является одновременно и наименее затратной и наиболее универсальной беспроигрышной инвестицией. Именно в этой области Россия может выйти на лидирующие позиции, что может повлечь за собой и развитие других отраслей, — считают в главном российском образовательном ведомстве.

Кроме того, специалисты министерства считают, что именно инвестиции в эту отрасль будут наиболее эффективными в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах по причине сравнительной «дешевизны» математики и ее роли во всех других областях науки и технологии.

Также будет развиваться система поиска детей, у которых есть способности к математике. Им будут создаваться условия для развития, в том числе в школах-интернатах. В старшей школе будет сохранена вариативность образования, когда школьники будут сами выбирать направление, по которому они хотят специализироваться.

Вот результаты анкетирования, проведенного специалистами Национального института образования в рамках мониторинга уровня обученности по математике.

Свои трудности при изучении математики учащиеся связывают с:

  • пробелами в знаниях по некоторым темам (37% девятиклассников и 34% одиннадцатиклассников);
  • очень быстрыми темпами проведения учебных занятий (14% девятиклассников и 16% одиннадцатиклассников).

Как свидетельствует анкетирование, всегда выполняют домашние задания по математике 72% девятиклассников и 70% одиннадцатиклассников. Остальные же учащиеся домашние задания выполняют не всегда или вообще их не выполняют.

В качестве причины невыполнения или нерегулярного выполнения домашних заданий учащиеся указали следующие:

  • сложность домашних заданий (76% девятиклассников и 65% одиннадцатиклассников);
  • не совсем понятный учебный материал (74% девятиклассников и 57% одиннадцатиклассников);
  • возможность списать домашнее задание на перемене (55% девятиклассников и 51% одиннадцатиклассников);
  • большой объем заданий (37% девятиклассников и 28% одиннадцатиклассников);
  • редкую проверку выполнения домашних заданий учителями (28% девятиклассников и 10% одиннадцатиклассников).

Надежда Николаева.

От редакции:

А что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы повысить значимость математических знаний у белорусских школьников и не допустить дальнейшего разрушения математического образования в Беларуси? Приглашаем всех, кому есть что сказать по поднятой проблеме, к открытой дискуссии на страницах газеты.

Газета «Звязда», 10 января 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=107345

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.