Николай Феськов: "С математикой "не дружат" не только белорусские школьники..." (окончание)

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык. Читайте начало интервью здесь.

Можно ли обвинить прибор для измерения артериального давления в гипертонической болезни пациента? Так почему в том, что знания некоторых белорусских абитуриентов сильно "хромали", обвиняют централизованное тестирование? Об этом и не только мы беседуем с директором Республиканского института контроля знаний Николаем Феськовым.

- Николай Степанович, какая сейчас ситуация с освоением европейскими школьниками естественных наук? В нашей стране многих волнуют довольно низкие результаты, которые абитуриенты демонстрируют на ЦТ по математике и физике...

- Совсем недавно группа сотрудников нашего института вернулась из Голландии, где мы участвовали в семинаре, организованном учебным центром СИTО. Институт СИTО занимается вопросами тестирования и педагогических измерений, является членом многих международных организаций, в том числе и Европейской ассоциации по оценке, принимает участие во многих международных исследованиях по проблемам педагогических измерений, таких, как TІMSS, РІSА и других. В Голландии эта организация занимается вопросами тестирования учащихся в начальной и средней школе, проводит итоговую аттестацию выпускников, а также тестируют студентов. Кстати, вступительных экзаменов в Голландии тоже нет, поэтому зачисление в вузы проводится на основании школьных итоговых оценок.

Безусловно, нас интересовало, как голландские школьники усваивают учебную программу по естественным дисциплинам в этой стране, и мы, честно говоря, были потрясены услышанным. Голландские коллеги рассказали, что провели интересное исследование, протестировав базовые умения и навыки по математике студентов первого курса педагогических факультетов. Тестирование имело две цели: контрольную (для определения соответствия уровня подготовленности студентов по математике определенным образовательным стандартам) и формировательную (для определения того, насколько реальное положение далеко от определенных требований, а также для выявления зоны пробелов в знаниях).

Результаты тестирования оказались следующие: выяснилось, что лишь около 20 процентов первокурсников смогли продемонстрировать знания, соответствующие требованиям стандарта. Около половины из них "не дружат" с арифметикой. А когда результаты 18-летних первокурсников сравнили с результатами 12-летних школьников, то выяснилось, что последние знают математику лучше, чем студенты первого курса педагогических факультетов. Впрочем, то же касается и знания родного языка. Примерно половина голландских первокурсников педагогических факультетов не могут успешно выполнить предложенные тесты.

Голландцы, как и мы, находятся в растерянности. Не исключено, что нам приходится сегодня пожинать плоды цивилизации: компьютерные технологии, безусловно, значительно упрощают нашу жизнь, при этом мы не можем совершить без калькулятора даже самые элементарные арифметические вычисления. Набираем тексты на компьютере с ошибками, уверенные, что текстовый редактор исправить нашу безграмотность. Впервые я обратил внимание на эту проблему, когда побывал в школах Дании и Швеции. Там ученики начальных классов набирали текст на компьютере, и учитель не обращал никакого внимания на грамматические ошибки, которые допускали дети: мол, их исправит текстовый редактор. И что мы имеем сегодня? Если заглянуть на любой интернет-форум, то можно легко убедиться, что у молодых людей серьезные проблемы с правописанием, между прочим, как и с умением формулировать свои мысли. Не способствует общей грамотности и отсутствие уважения к книге. Сейчас мы уже имеем возможность проанализировать результаты последних международных исследований функциональной грамотности учащихся, которые проводятся в рамках программы сравнительного изучения и оценки успехов школьников разных стран - РІSА. Тестирование РІSА считается одним из самых авторитетных исследований качества образования в мире. Оно проводится каждые три года, а затем в течение еще одного года анализируются результаты тестов, прежде чем они будут представлены мировой общественности. Самые "свежие" данные появились в интернете буквально на днях - 9 декабря...

- Насколько я знаю, российские школьники, которые принимали участие в тестировании в 2006 году, оказались лишь в четвертом десятке из 57 стран. Разве советская школа полностью сдает свои прежние позиции?

- В основе тестов РІSА лежит мнение, что мало просто знать факты и правила. Нужно уметь их использовать, например, для того, чтобы понять газетную статью про глобальное потепление или рассмотреть манипуляцию с цифрами. Проще говоря, исследование РІSА направлено не на определение конкретного уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в конкретных жизненных ситуациях. Для объяснения многих явлений окружающего мира необходимо понимание физических и химических процессов, а наши абитуриенты в этом году не смогли припомнить даже в каких единицах измеряется электрическое напряжение ...Неужели они никогда не видели, что написано на розетках? В общем, мы заметили, что как только задача в тесте опирается на эксперимент, там обязательно будут неправильные ответы. Наверное, есть предметы, которые не могут преподаваться в школе только на теоретическом уровне, и для овладения ими в полной мере школьникам требуются практические навыки, проведение лабораторных работ. Между прочим, в тестах РІSА 15-летним подросткам предлагаются не типичные задачи по физике, химии или математике, к которым все привыкли на постсоветском пространстве, а близкие к действительности проблемные ситуации, связанные с различными аспектами нашей жизни. По мнению экспертов РІSА, получение в школе конкретных знаний, безусловно, очень важное, но использование этих знаний во взрослой жизни зависит от приобретенных в школьные годы навыков. В жизни конкретные знания, скажем, такие, как названия растений и животных, имеют меньшую ценность, чем понимание глобальных проблем, связанных с потреблением энергии, биологической вариативностью и человеческим здоровьем. Очень важны для школьников такие навыки, как умение устанавливать причинно-следственные связи, умение адаптироваться, использовать информационные технологии. А в советской школе, как известно, главный акцент делался преимущественно на академизм и трансляцию уже готовых знаний...

- Мне кажется, было бы интересным и нашей стране принять участие в таких международных исследованиях, чтобы увидеть, на каком свете мы находимся...

- Во многих странах за результатами тестов РІSА следят с не меньшим азартом, чем за результатами Олимпиады: всех интересует, кто окажется в тройке лидеров, кто войдет в первую десятку в мировом рейтинге и так далее. Для многих оглашение результатов становится одним из главных событий для национального образования. И когда страна оказывается очень далеко от мировых лидеров, это рассматривается ни больше ни меньше, как национальная угроза и сигнал, что в системе образования нужно срочно что-то менять: пересматривать требования к образовательным стандартам, вносить коррективы в учебные программы и планы, менять подходы к преподаванию учебных дисциплин, внедрять современные учебные технологии и так далее. Так было, и с Германией, и с Норвегией, со странами Балтии, Польшей, Венгрией и другими. Сегодня лидерами по итогам РІSА по математической грамотности являются материковый Китай, Сингапур, Гонконг, Южная Корея и Тайвань; по естественнонаучному - материковый Китай, Финляндия, Гонконг, Сингапур и Япония; по читательской - материковый Китай, Южная Корея, Финляндия, Гонконг и Сингапур. Причем отдельные страны занимают лидирующие позиции в течение трех последних исследований, или последнего десятилетия. Завидная стабильность. Наверное, у них есть чему поучиться...

- Николай Степанович, после последнего тестирования на вас снова обрушился шквал критики: мол, тесты - сверхсложные, задания - не всегда корректны, а для того, чтобы стать студентом вуза, достаточно лишь попасть пальцем в небо - угадать несколько правильных ответов...

- Наши западные коллеги признались, что и им тоже нередко приходится приспосабливаться к общественному мнению. Так, директор голландского института СИТО в своем выступлении подчеркнул, что слабо подготовленные ученики, которые демонстрируют на тестировании низкие результаты, как правило, негативно относятся к самому тестированию, а положительно оценивают его те учащиеся, которые получили по результатам тестов достаточно высокие баллы.

Я ни в коем случае не хочу бросать камень в сторону школы: мол, как вы детей готовите, так они тесты и сдают. Однако и мы вынуждены защищаться, когда нас пытаются обвинить в том, что справиться с тестами школьнику без помощи репетиторов невозможно. Лично я вижу проблему невысоких средних баллов по многим дисциплинам ЦТ в следующем: если еще 20 лет назад на высшее образование решались замахнуться только 20-30 процентов выпускников общеобразовательных школ, то сейчас все массово идут участвовать в тестировании. Ежегодно в ЦТ принимают участие от 93 до 96 процентов выпускников общеобразовательных школ. А к выпускникам текущего года присоединяются выпускники предыдущих лет, выпускники профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, а также претенденты на получение второго высшего образования. Полагаю, что достаточно большое количество случайных людей на тестировании является результатом доступности и удобства сдачи экзаменов в тестовой форме, когда абитуриент лишен личного контакта с экзаменатором. Одно дело - поставить наугад ответы в тестах, и совсем другое - опорочить себя перед экзаменационной комиссией.

Кстати, утверждение, что уровень подготовки абитуриентов резко падает, наша статистика не подтверждает: действительно, средние баллы по некоторым предметам оказались более низкими по сравнению с прошлогодними примерно на 2,5 единицы. Но не по всем. По нашим наблюдениям, уровень подготовки выпускников профессионально-технических заведений ниже примерно в 2,2-5 раз, чем у выпускников общеобразовательных школ, а у выпускников школ предыдущих лет уровень знаний ниже, чем у нынешних выпускников. Эта тенденция повторяется из года в год. Однако, хочу подчеркнуть, что среди зачисленных на дневную бюджетную форму обучения практически нет абитуриентов с низкими баллами. Скажем, в Белорусском государственном университете 48 процентов от общего числа поступивших на дневную бюджетную форму обучения (811 человек) имели в сумме более 300 баллов. У тех, кто поступил на бюджетную форму обучения в БГУ, средний балл по физике был 52, по математике - 64, химии - 63, белорусскому языку - 68. Неужели это низкие баллы? Хочу также добавить, что баллы абитуриентов по конкретной специальности или в конкретном вузе - это своего рода рейтинг учебного заведения или конкретной специальности. Поэтому стать студентом престижной специальности или престижного вуза с низкими баллами вряд ли возможно...

Беседу вела Надежда Николаева.

 

Задачи из теста PISA

1. Отрывок из газетной статьи: "На международной выставке "Туризм без границ" посетители были поражены стендом одной фирмы. Это надо видеть! Непосредственно в павильоне установлен надувной глобус высотой с четырехэтажный дом. А вокруг него летают пчелы, символизирующие самолеты, перевозящие туристов. Очень похоже, что насекомые - настоящие... К счастью, никто из посетителей выставки не пожаловался на укусы, и защитники животных тоже не выражали протестов. А теперь вопрос: "Можно ли считать математически корректным использование пчел в качестве моделей самолетов?"

С какой стороны надо было подходить к решению задачи:

Во-первых, из текста нужно было вычленить именно математическую задачу. Во-вторых, отбросить незначительные детали типа "укуса" или "защитников животных". В-третьих, необходимо было оперировать не точными цифрами, предложенными в задании, а приблизительными значениями из повседневной жизни: высота этажа составляет примерно 3,5 метра, длина тела пчелы - примерно 2 сантиметра. Далее нужно было задействовать информацию из другой науки - географии: диаметр Земли равен примерно 13 тысячам километрам. Только в этом случае можно прийти к правильному ответу - использование пчел было математически некорректным, поскольку в том масштабе, в котором был выполнен глобус, длина тела пчелы должна соответствовать 1-2 километрам.

2. Ученый говорит, что материал не испортится, если его мыть, обворачивать вокруг каких-то предметов или мять. Он также утверждает, что может быть налажено дешевое массовое производство этого материала. Могут ли утверждения быть проверены с помощью научных исследований в лабораторных условиях?

Газета "Звязда", 16 декабря 2010 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=70954&idate=2010-12-16

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.