Сергей Маскевич: «Осилить программу высшей школы может не каждый»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В следующем учебном году наполняемость классов возрастет, вечерние школы закроются, а межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации будут реорганизованы. Об этом на итоговой коллегии своего ведомства сообщил министр образования нашей страны Сергей Маскевич.


Экономическая... неэффективность

– Сейчас в стране насчитывается 200 учреждений с наполняемостью до 25 учащихся, из них 5 расположены в городской местности. На начало текущего учебного года в учреждениях общего среднего образования были открыты 392 класса с одним учащимся. Какая в этом была нужда? Так, местными органами власти проводится определенная работа по оптимизации сети учреждений образования, но в то же время соотношение количества учителей к количеству учащихся практически не изменилось: в текущем учебном году на одного учителя приходится 8,6 студента, а в предыдущем учебном году — 8,5.

Министр образования поставил перед областными управлениями образования и Комитетом по образованию Мингорисполкома задачу — с 1 сентября 2013 года средняя наполняемость 1-х, 5-х и 10-х классов общеобразовательных учреждений, расположенных в городской местности, должна составлять 24 учащихся. Открытие с 1 сентября 10-х и 11-х классов с наполняемостью до 5 учащихся не допускается. Как отметил министр, с точки зрения экономической эффективности, система общего среднего образования не выдерживает никакой критики.

Достаточно серьезным является вопрос и о реорганизации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации. Из круга учеников 10-11-х классов, которые прошли там профессиональное обучение, квалификационный экзамен сдают не более 70% учащихся.

– Фактически в отношении 30 процентов учащихся бюджетные средства были потрачены. Функцию учебно-производственных комбинатов могут без проблем выполнять и учреждения профессионального образования, — уверен Сергей Маскевич.


На интернет-связи

Тревогу у руководителя отрасли вызывает и результативность работы отдельных гимназий. Примерно в 28% гимназий конкурса практически не было. При этом почти 17% гимназий зачислили учащихся с проходным баллом менее 36, это значит, что будущие гимназисты имели менее 6 баллов по каждому из учебных предметов.

– Считаю, что уровень учебных достижений этих детей изначально не позволяет усваивать им в гимназии учебный материал на высоком и достаточном уровнях. А это значит, что при формировании контрольных цифр приема в 5-е классы гимназий отделы и управления образования не анализируют ситуацию и утверждают цифры, исходя из позиций сохранения состава педагогического коллектива, а не руководствуясь качеством образования, — подчеркнул министр.

Еще одна проблема — необходимость переоснащения учебно-лабораторной базы кабинетов физики, химии и биологии в школах. Сергей Маскевич сообщил, что на переоснащение кабинетов физики в этом году будет потрачено 150 млрд. рублей (работа по централизованной поставке учебного оборудования уже проведена), а с 2014-го по 2016 год на оснащение кабинетов физики, химии и биологии планируется направлять 475,5 млрд. рублей ежегодно.

Актуальным направлением, по мнению министра, является и использование информационно-коммуникационных технологий в организации идеологической и воспитательной работы:

– Современный педагог должен принять новую форму коммуникационного общения, найти свою нишу в социальных сетях и умело ими пользоваться для осуществления процесса воспитания, взаимодействия с семьей через ведение форумов и блогов, — пояснил Сергей Маскевич свое мнение.


Лучше меньше, да лучше

Сергей Маскевич сообщил, что в 2013 году будет осуществлен переход всех высших учебных заведений на дифференцированные сроки подготовки специалистов. По предложениям учебно-методических объединений ВУЗов, сроки обучения будут сокращены по 234 из 387 специальностей (62% от общего количества).

Контрольные цифры приема в ВУЗы будут сокращены по сравнению с предыдущим годом на 1,7 тысячи бюджетных мест, из них на дневную форму обучения — на 800 мест. А в 18 непрофильных ВУЗах не будет осуществляться прием на первый курс по ряду экономических специальностей. Одновременно с сокращением показателя общего приема (как минимум на 10 процентов) будет происходить и перераспределение «бюджетных ресурсов» на востребованные экономикой высокотехнологичные специальности.

Как известно, в прошлом году Министерством образования было установлено нижнее значение тестового балла — абитуриенты, получившие на централизованном тестировании менее 7 баллов, к участию в конкурсе не допускались. В текущем году планка проходного балла повысится: по русскому, белорусскому языку, математике, физике и химии — до 15 баллов, а по гуманитарным дисциплинам — до 20 баллов. По словам министра, прежде чем озвучить новый проходной балл, очень серьезно анализировались результаты последней приемной кампании. В частности, новые проходные баллы «проецировались» на абитуриентов образца 2012 года.

– Мы пытались просчитать все возможные последствия. Несомненно, новый порог уменьшит количество претендентов на платную форму обучения в ВУЗе. Но зачем зачислять тех, кто все равно не сможет осилить программу высшей школы? Однако отказать в зачислении совсем слабым абитуриентам ВУЗов раньше не могли...

Очень важным направлением, по мнению министра, является увеличение приема в ВУЗы специалистов со средним специальным образованием. Сегодня подготовку кадров по сокращенным срокам осуществляет 21 ВУЗ Министерства образования...

– Необходимо, чтобы в 2013 году все ВУЗы разработали интегрированные программы и организовали подготовку специалистов по сокращенным срокам обучения. Иначе многие могут остаться вообще без студентов, — добавил министр.


Самые «состоятельные» — на Минщине

Озвучил Сергей Маскевич также и уровень зарплат в образовании. По данным статистики за 2012 год, средняя заработная плата составила по образовательной области 2 млн. 769 тыс. рублей — это 74% от средней зарплаты по стране, или 332 доллара США. Среднемесячная заработная плата педработников (кроме профессорско-педагогического состава) составила в прошлом году 3 млн. 59 тыс. рублей, или 81,1%; учителя — 3 млн. 279 тыс. рублей, или 87,7% и профессорско-преподавательского состава — 4 млн. 872 тысяч рублей, или 130,3%.

Для сравнения: средняя заработная плата учителей в России составляет 717 долларов США, в Казахстане — 420 долларов, Германии — 3900, Финляндии — 2600, Франции — 2200 и Англии — 2500 долларов.

Самая высокая средняя заработная плата у педагогов Минской области — 3 млн. 245 тысяч рублей и в Могилевской области — 3 млн. 214 тысяч, а самая низкая — в Гродненской и Брестской областях (2 млн. 882 тыс. рублей и 2 млн. 943 тыс. рублей соответственно).

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 9 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=108572&idate=2013-02-09

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.