Министр образования Сергей Маскевич о системе оплаты труда и количестве профильных классов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В новом учебном году эксперимент по апробации отраслевой системы оплаты труда педагогических работников будет расширен. К нему присоединятся все учреждения общего среднего образования Барановичского района и несколько школ в Гродно и Гомеле.


«Тарификация» личного вклада

По словам министра образования Сергея Маскевича, отраслевая система оплаты труда педагогических работников подразумевает, помимо выплаты педагогам оклада, также и дополнительные выплаты, отражающие специфику их работы, доплаты за уровень квалификации педагогического работника и отраслевые выплаты за выполнение отдельных видов нетарифицируемых работ.

— Эксперимент, охвативший в прошлом году пять столичных и одну гомельскую школу, проходит успешно и даже превзошел наши ожидания. Для меня лично наиболее важны следующие вещи. Во-первых, то, что непосредственно в школах решают, за какие работы и за какие профессиональные достижения доплачивать педагогам — в зависимости от задач, стоящих в настоящее время перед педагогическим коллективом. Безусловно, есть общие задачи, но есть и более конкретные: например, информатизация учебного процесса; подготовка учащихся к участию в республиканских школьных олимпиадах, к сдаче выпускниками централизованного тестирования, к участию в спортивных мероприятиях; организация питания, оздоровления детей и так далее, — подчеркнул Сергей Маскевич. — Причем эти задачи могут корректироваться даже в зависимости от ученического контингента того или иного учреждения образования. Возможно, где-то надо больше внимания уделять работе с семьями учащихся, сконцентрироваться на воспитательной работе. Но это видно только на месте непосредственно руководителю школы.

Во-вторых, новая система оплаты труда стимулирует педработников к повышению своего профессионального уровня. Педагогам предусмотрены доплаты за работу с одаренными учащимися, за преподавание учебных предметов на повышенном уровне, за участие в экспериментальной и инновационной деятельности. Фактически у руководителя учреждения есть возможность регулировать размеры зарплат педагогов в зависимости от конкретного вклада каждого в воспитательный и учебный процесс.

В одних школах, вовлеченных в эксперимент, результаты работы подводились ежемесячно, в других — ежеквартально, и в зависимости от них регулировался и размер заработной платы. Дифференциация в оплате труда педагогов оказалась довольно существенной: она достигала 30%. Это значит, что у некоторых педагогов зарплаты выросли по сравнению со средними зарплатами по отрасли на треть.


Минус 87 школ

В новом учебном году за школьные парты сядут 104 тысячи первоклашек — это на 4,5 тысячи человек больше, чем в предыдущем году. К 1 сентября в строй будут введены 4 учреждения общего среднего образования на 2945 ученических мест и 5 детских садов почти на тысячу мест. Но в связи с демографической ситуацией в будущем учебном году перестанут функционировать 87 школ и будут реорганизованы 143 учреждения образования. Наполняемость закрытых школ колебалась от 10 до 30-40 человек. «Они наименее эффективны», — пояснил руководитель отрасли.

Подвозом к учреждениям образования будут охвачены 70 тысяч детей. В этом процессе задействовано 1400 единиц автотранспорта. До 1 сентября школьный автопарк пополнят еще 72 школьных автобуса.


Шефство над молодыми педагогами

Количество гимназий и лицеев в новом учебном году не увеличится. А вот количество профильных классов, скорее всего, прирастет.

— Хочу подчеркнуть, что профилизация носит добровольный характер. Руководителям учебных заведений предоставлено право организовывать на старшей ступени школы изучение тех или иных предметов на повышенном уровне путем перевода факультативных часов в учебные. Но для этого необходимо соблюдать ряд условий, — пояснил министр. — Во-первых, обязательно должна присутствовать готовность и заинтересованность учеников и их родителей. Во-вторых, «углубление» в обучение невозможно без присутствия в школе высококвалифицированных педагогических кадров. Вообще я убежден в том, что для достижения успеха решающее значение имеет не столько обучение в престижном учебном заведении, сколько личность учителя. Родители ведут детей к конкретному педагогу. И далеко не всегда самая красивая и самая современная школа является популярной. Конечно, материально-техническая база школы также принимается во внимание при открытии профильных классов: позволяет ли она в полном объеме реализовать содержание учебной программы на повышенном уровне? Но все же на первом месте стоит педагог.

Сергей Маскевич заверил, что острого дефицита в педагогических кадрах в системе образования нет. С 15 августа к работе в учреждениях образования приступят около 5 тысяч молодых педагогов. Таким образом, задача воспроизводимости педагогических кадров решается. А вот над закреплением молодых кадров еще придется поработать.


Школьное образование — на форуме

Руководитель отрасли сообщил, что 15 августа начнет работу национальный образовательный портал. Новый информационно-образовательный ресурс был создан для обеспечения комплексной (информационной, научной, учебно-методической и консультационной) поддержки всех участников образовательного процесса.

— Портал обеспечит единое окно доступа к образовательным ресурсам, банк которых будет постоянно обновляться. На базе портала на постоянной основе будут организовываться онлайн-семинары, форумы по актуальным проблемам школьного образования, проводиться интернет-конкурсы, олимпиады и турниры. Ведущие специалисты будут консультировать по вопросам обучения и воспитания. Педагоги смогут осуществлять профессиональное взаимодействие в виртуальном сообществе — обмениваться опытом, представлять свои методические разработки, выступать с профессиональными инициативами, получать свободный доступ к широкому спектру учебных материалов, электронных средств обучения, к различным дополнительным образовательным услугам. Фактически это будет профессиональная социальная сеть, однако интересно в ней будет не только педагогам, но и родителям, которые также смогут найти ответы на волнующие их вопросы, — подчеркнул Сергей Маскевич.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 14 августа 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/08/49013.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.