Геннадий Пальчик: «Низкие проходные баллы не способствуют положительному имиджу ВУЗа»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В определении минимального балла должна быть определенная гибкость

Будущая приемная кампания пройдет в стране по усовершенствованным правилам приема в ВУЗы и ССУЗы. Многие нововведения обсуждались в течение нескольких последних лет. Тем не менее еще не получены ответы на все вопросы: каким будет минимальный балл на ЦТ, который позволит абитуриентам участвовать в конкурсе; какие корректировки будут внесены в Положение о целевой подготовке специалистов и заинтересуются ли выпускники базовой школы данной им возможностью поступления в ССУЗы без экзаменов? Эти вопросы мы обсуждаем с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадием Пальчиком.

— Геннадий Владимирович, а как лично вы относитесь к увеличению набора на целевую подготовку?

— Во-первых, как к возможности для выпускника гарантированно трудоустроиться сразу после завершения обучения. И это очень существенное преимущество, которое, на мой взгляд, пока недооценивается. Прагматизм типа «а буду ли я востребован как специалист», «где я буду трудоустроен после завершения обучения» будет только крепнуть. Во-вторых, акцент нужно сместить на роль в целевой подготовке организации-заказчика. Какие условия работы гарантируются молодому специалисту, что делается для того, чтобы он не столько думал, как быстрее отработать, сколько был заинтересован в закреплении на рабочем месте? Это значит, что должна действовать не система принудительного удержания молодых специалистов, а заинтересованность заказчика в подготовке кадров. Наниматели должны принимать самое непосредственное участие в образовательном процессе, а получив молодого специалиста, проводить целенаправленную работу по созданию достойных условий для него. Между прочим, в решении этого вопроса заказчики не должны оставаться одинокими. Кадровая политика — проблема не только отраслевая, но и региональная. Поэтому местные органы управления также не должны оставаться в стороне.

— Согласно новой редакции правил поступления в ВУЗы, школьные медалисты, выпускники ССУЗов с дипломом с отличием и победители областных туров республиканской олимпиады получили возможность поступать на педагогические специальности вообще без экзаменов. Поможет ли эта привилегия сделать педагогические специальности более привлекательными для талантливой молодежи?

— Проблема лежит глубже. Фактически нынешняя ситуация с заполнением педагогических специальностей — последствие того, как общество понимает роль учителя в жизни каждого человека. Нужно задуматься, как мы все должны относиться к педагогу (учителю, воспитателю), которому мы доверяем самое дорогое, что у нас есть — своего ребенка. По моему мнению, вопрос не только в уровне оплаты труда педагога, который, безусловно, должен соответствовать рабочим расходам и важности его работы, но и в формировании отношения к педагогу и в семье, и в средствах массовой информации, и вообще в обществе.

— Должен ли быть барьер в виде минимальных баллов на ЦТ при входе в ВУЗ? И нужно ли снижать минимальные проходные баллы?

— Вопрос достаточно спорный. На мой взгляд, зачисление абитуриентов с изначально низким уровнем знаний, а тем более абитуриентов, которые руководствуются принципом «пойду туда, куда прохожу по конкурсу», не идет на пользу ни абитуриенту, ни ВУЗу, ни предприятию, куда выпускник трудоустроится (если, конечно, он завершит свое обучение). Поэтому определенная планка должна быть — это в интересах всех. Другой вопрос — какой она должна быть? Для всех одинаковой? И кто ее должен определять?

Прогноз может быть основан на анализе статистических данных предыдущих лет, регулироваться потребностями рынка труда. В соответствии с новой редакцией Правил приема, функция по определению минимального балла возложена на Министерство образования, что означает определенную гибкость в решении этой проблемы. По моему мнению, перспективным является регулирование нижней планки самим учреждением образования при зачислении абитуриентов. Но этот процесс должен быть не только абсолютно прозрачным, но и информационно доступным.

— А как вы оцениваете тот факт, что наличие школьной медали больше не принимается во внимание при поступлении нигде, кроме педагогических специальностей? Даже в пункте с перечислением категорий абитуриентов, имеющих преимущественное право на зачисление при одинаковом количестве баллов, абитуриенты с более высоким средним баллом документа об образовании занимают последнюю позицию...

— Считаю, что при организации любого конкурса определяющим является непосредственный результат участника. При общих равных условиях, возможно, и есть смысл использовать дополнительные критерии. Эти критерии должны иметь объективный характер и быть связаны с такими достижениями абитуриентов, которые свидетельствуют о неслучайности выбора той или иной специальности. Например, это могут быть результаты предметных олимпиад, спортивных соревнований, различных видов творческих конкурсов, конкурсов профессионального мастерства. Перспективными студентами являются выпускники специализированных профильных учреждений общего среднего образования — таких, как суворовское училище и кадетские училища, школы олимпийского резерва. Все эти абитуриенты сознательно выбрали сферу будущей профессиональной деятельности. И даже если на этапе поступления у них не самые высокие баллы, сильная мотивация и соответствующая предпрофессиональная подготовка позволят им в процессе обучения все наверстать и стать профессионалами высокого уровня.

— При поступлении в ССУЗы на основе базового образования экзамены отменили. Абитуриентов собираются принимать по среднему баллу документа об общем базовом образовании. Но школьные оценки могут быть и субъективными... Мне кажется, что нужно было сначала ввести внешнюю аттестацию выпускников базовой школы, а затем уже принимать по ее результатам молодежь в ССУЗы.

— Согласен, что в этом случае объективность отбора вызывает волнение, особенно при приеме на специальности, которые пользуются повышенным спросом среди выпускников базовой школы. Позволю себе высказать мнение, что в этом случае средний балл у всех абитуриентов будет достаточно высоким, и решающую роль при зачислении сыграют именно дополнительные критерии: только они помогут приемной комиссии составить рейтинг абитуриентов с одинаковым баллом аттестата. Между тем, в Министерстве образования сегодня рассматривается ряд моделей организации итоговой аттестации за курс базовой школы, в основе которых лежит независимая государственная аттестация учащихся, как это принято в международной образовательной практике. Предполагается, что в перспективе полученные выпускниками сертификаты смогут лечь в основу проведения такого конкурса. И тогда отпадут все сомнения в необъективности конкурсного отбора...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 31 марта 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/03/37144.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.