?Александр БОЙКО: «Педагогов слушают. Но слышат ли?»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Что нужно для того, чтобы образовательная отрасль развивалась? Чтобы в педагогику приходили лучшие, и молодежь не стремилась бежать на более высокооплачиваемую работу при первой же возможности? Этот вопрос рефреном звучал во всех выступлениях участников Пленума ЦК Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Ни для кого не секрет, что на педагогических специальностях в ВУЗах уже не первый год фиксируются недоборы. А многие из зачисленных на первый курс не в состоянии осилить даже первую экзаменационную сессию. Педагогические коллективы стремительно стареют. Повсеместно не хватает учителей физики, математики, информатики, химии...


Уметь увидеть проблему

— Показательна тенденция. Если раньше профсоюз обращался к органам государственного управления по одному или нескольким судьбоносным вопросам, то сегодня количество этих вопросов резко возросло. А все потому, что наши вопросы перебрасываются между уровнями власти, отдельные руководители не хотят брать ответственность на себя, а нередко просто неспособны не только найти решение, но и увидеть проблему, — не стал прятаться за дипломатической риторикой председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко.

Профсоюзный лидер сообщил, что номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в системе образования за десять месяцев 2013 составила 3 млн. 382,5 тыс. рублей. Рост ее с начала года составил 12,9% при росте тарифной ставки первого разряда за тот же период на 8,3%, увеличении тарифных ставок отдельным категориям работников отрасли и показателям педагогической нагрузки в новом учебном году. При этом индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре по сравнению с декабрем 2012 года составил 112%. Это значит, что повышение заработной платы работников образования за счет увеличения размера тарифной ставки первого разряда покрыло только текущие инфляционные процессы, а последствия девальвации 2011 года остались не компенсированными.

— Очередное повышение цен на социально значимые товары призвано оздоровить предприятия. А как оздоровить систему образования, если ассигнования на рост заработной платы в бюджетной сфере, по словам руководства Минфина, не предусмотрен бюджетом 2014 года? В результате финансисты предлагают нам оптимизироваться. Но что мы будем делать, когда дошкольники, которым сегодня не хватает воспитателей и их помощников, станут школьниками? Будем говорить, что кое-где не хватает кое-каких учителей, но в общем-то проблема решена? К тому же, где реальный механизм направления на нужды отрасли средств, освободившихся от оптимизации? — задал отнюдь не риторический вопрос Александр Бойко.


Работаешь больше, а зарабатываешь меньше

Согласовывая решение о повышении норм недельной педагогической нагрузки, профсоюз настаивал на повышении размера тарифной ставки на 30%, но ставка увеличилась на 25%, что компенсировало лишь рост педагогической нагрузки, и то не у всех.

За октябрь среднемесячная заработная плата составила 4 млн. 254,2 тыс. рублей и по сравнению с августом выросла лишь на 12%. При этом показатель средней педагогической нагрузки на учителя составил 1,24 ставки (24,7 часа), что на 12,2% выше, чем в предыдущем учебном году, кроме того, с 1 сентября на 4% увеличился размер тарифной ставки первого разряда. Несоответствие очевидно.

Рост средней нагрузки, по оценкам профсоюза, связан с двумя тенденциями: закрытием малокомплектных школ и уходом из области учителей, нагрузка которых распределилась между другими учителями. Не во всех школах удалось найти соответствующих «предметников», поэтому есть учителя, которые работают с нагрузкой 36 часов в неделю. А некоторые руководители учреждений вынуждены предлагать учителю нагрузку до 40 часов!

— Все прекрасно понимают, что это путь в никуда, — уверен Александр Бойко. — В октябре мы столкнулись с тем, что у учителей с высокой нагрузкой зарплаты даже снизились по сравнению с маем, поскольку размер и механизм повышения оплаты за ставку не выдерживают никакой критики. Увеличение нормы педагогической нагрузки на ставку в рамках сокращенной продолжительности рабочего времени изменило пропорцию нормированной и ненормированной части нагрузки — соответственно, то, что оплачивается и не оплачивается. Сегодня необходимо работать над снижением ненормированной нагрузки. Следует напомнить и о чрезмерном документообороте, а также привлечении наших работников к выполнению непрофильных функций. Между тем, в Украине действует норма Закона «Об образовании», согласно которой отвлечение педагогических и научно-педагогических работников от выполнения профессиональных обязанностей не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Жаль, что наш Кодекс об образовании такую норму не содержит.

учитель в классе

Важно, что на увеличение педагогам тарифных ставок дополнительные бюджетные средства не выделялись, а на эти цели были направлены средства, освободившиеся в результате проведенной оптимизации. Таким образом, «повышение» произошло фактически в рамках текущего финансирования.


Почему я НЕ ЛЮБЛЮ профессию педагога?

Учитель белорусского языка и литературы гимназии г. Фаниполя, председатель первичной профсоюзной организации Янина Килбас, готовясь к пленуму, провела небольшой опрос среди опытных коллег и молодых специалистов и попросила последних аргументировать «плюсы» и «минусы» педагогической профессии на сегодняшнем этапе. Среди «плюсов» упоминались отдых летом, возможность творческого самосовершенствования, самообразования и самореализации, радость от положительных результатов работы (от побед учеников на конкурсах и олимпиадах), сравнительно недорогие школьные обеды и удовольствие от встреч с коллегами по работе и с благодарными учениками и их родителями. «Плюсов» было только пять, а вот «минусов» — гораздо больше. Педагоги жаловались на то, что выросла нагрузка, значительно увеличилось число учащихся в классах (до 27 человек), ответственность, интенсивность работы, а заработная плата фактически снизилась. Большинство учителей работают без выходных дней: пять дней — уроки, в субботу — организация шестого школьного дня, а в воскресенье надо проверять тетради и писать планы. А когда отдыхать? А если есть семья, проблемы со здоровьем? Однозначным аргументом против педагогической профессии была и бумажная волокита. Учителя обязаны всем: и милиции, и больнице, и военкомату и горисполкому, и социальной службе... И что характерно: чем больше говорится о необходимости уменьшения объемов бумажной документации, тем больше они вырастают.

Учителя жалуются, что от них требуют применения электронных средств обучения на каждом уроке. Что отношение родителей к учителям в основном требующее, особенно молодым специалистам, и даже потребительское. Количество гиперактивных детей, требующих особого внимания на уроке и отнимающих время у учителя и одноклассников, растет.


Перехитрили сами себя

— Проблем много, и они ждут своего решения. Думаю, не ошибусь, если скажу, что многие педагогические коллективы волнует также необходимость подтверждения высшей квалификационной категории. Причина не в том, что нечего показать или рассказать. Учителей унижает сама процедура. Мы не против подтверждения категории: современный учитель должен самосовершенствоваться, интересоваться новыми педагогическими технологиями, но надо совершенствовать саму систему подтверждения. Если учитель имеет положительные результаты по подготовке учащихся к ЦТ, победы на олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, когда он печатает свои методические достижения на страницах предметных журналов — это и есть подтверждение высшей категории, демонстрация его опыта. И аттестационная комиссия может принять решение — освободить педагога от сдачи экзамена, — предложила учительница из Фанипольской гимназии. — Это прекрасный стимул для работы и, одновременно, сбережение времени и нервов.

Заслуживает внимания и следующий факт: современной школе, гимназии нужны высококвалифицированные педагоги, которые создают хорошие условия для обучения и воспитания и, разумеется, такая работа должна хорошо оплачиваться. Но сегодня разница в ставке между высшей и первой категорией при одинаковом педагогическом стаже составляет всего... 70 000 рублей! А тарифная ставка директора, руководителя учреждения даже ниже, чем у учителя высшей категории. Получается, чем выше категория и больше количество часов, тем меньше добавка к заработной плате.

— Инструкция о порядке аттестации педагогических работников решила ряд вопросов, но и проблем набралось много, — заметил Александр Бойко. — Основной проблемой аттестации остаются все же низкие размеры надбавок за наличие квалификационной категории и совсем незначительная дифференциация этих размеров при присвоении более высокой квалификационной категории.


Бегство молодых специалистов

Председатель Минской городской организации профсоюза работников образования и науки Лариса Волкова сообщила, что в начале учебного года профсоюз провел мониторинг рабочего времени учителя. Результаты анкетирования более 100 педагогов свидетельствуют, что занятость учителя составляет в среднем 9,5 часа в сутки. При пятидневной учебной неделе это около 48 часов. Вместе с тем учителям якобы установлена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю? К непедагогической деятельности педагоги отнесли мероприятия по организации питания детей в столовой, дежурство по школе, благоустройство, оформление, уборка кабинетов и территории, сбор макулатуры и т.д.

— Считаем необходимым снизить ненормированную нагрузку на педагогических работников, особенно с учетом увеличения норм педагогической нагрузки на ставку, и уменьшить бумажную волокиту в учреждениях образования, — подчеркнула Лариса Волкова.

Между тем, анализ закрепления молодых специалистов на первых рабочих местах показывает, что с каждым годом увеличивается количество тех, кто уволился после двух обязательных лет отработки. Цифры неутешительные: за период с 2011 по 2013 год показатель увольнений в столичной системе образования увеличился с 41 до 44 процентов. Возможно, это связано с тем, что через два года после распределения молодой педагог теряет статус молодого специалиста и его заработная плата становится меньше почти на 10%?

На протяжении более десяти лет решением Минского городского Совета депутатов столичным педагогам оказывается социальная поддержка в виде ежемесячных выплат. До 10 мая 2012 года размер доплат колебался от 1,5 до 4-х базовых величин. А с 11 мая 2012 года в связи с ростом базовой величины до 100 тысяч рублей доплаты были установлены в фиксированных суммах — от 120 до 320 тысяч рублей. Согласитесь, разница есть. В связи с этим президиум Минского городского комитета профсоюза обратился к городским властям с просьбой пересмотреть решение и вернуться к прежнему порядку определения доплат.

— Хочу отметить, что именно образование является локомотивом экономического и социального прогресса. Так, может, пришло время обратить более пристальное внимание на нужды работников образования и повышение престижности труда педагога? — подытожила общие мысли и настроение Лариса Волкова.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 4 декабря 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/12/24178.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.