Советы выпускника зарубежных программ высшего образования: Алексей Лашук

Статья с сайта adukacyja.info в переводе на русский язык.

— Чем ты сейчас занимаешься в жизни?

— Я — аспирант БГУ, преподаватель факультета международных отношений, преподаю международное торговое право.

— Какая у тебя специализация?

— Международное бизнес-право. Диссертацию пишу по международному налоговому праву.

— Где в Европе тебе довелось поучиться?

— Год в Германии (Ruhr-Universit?t Bochum), полгода в Нидерландах (Asser College Europe), наконец закончил магистратуру в Центрально-европейском университете (Central European University) в Венгрии (2004).

— Что тебе дало образование за рубежом?

— Зарубежное образование значительно, неописуемо расширяет кругозор. Также — это возможность найти новых друзей, заложить фундамент своей международной сети знакомых.

— Чем иностранное образование отличается?

— Сравнение систем образования Беларуси и зарубежных стран является не только интересным, но и полезным делом. Интересно оно с точки зрения возможности увидеть новые методы преподавания и организации учебного процесса, а полезное — в свете реформы высшей школы, которая происходит в Беларуси сейчас. Пожалуй, наиболее фундаментальным различием высшего образования в Беларуси и в западных странах является применение в последних кредитной системы организации учебного процесса. Проучившись некоторое время в западных высших учебных заведениях, я на собственном опыте убедился в эффективности и значительных преимуществах кредитной системы обучения.

— Что такое кредитная система?

— Суть кредитной системы организации учебного процесса в том, что перед студентами стоит задача набрать за учебный год (семестр, модуль) определенную сумму кредитов (зачетных баллов) по предметам, которые предлагаются университетом на выбор студента. Каждый предмет имеет свою кредитную стоимость. Например, гражданское право имеет стоимость 5 кредитов, международное торговое право — 2 кредита и т.д., а по итогам года (семестра) нужно набрать сумму в 24 кредита. Таким образом, студент сам выбирает и комбинирует список курсов, которые он хочет посещать, главное, чтобы в конце учебного периода он имел не меньше нужной суммы кредитов (24 в нашем примере). За исключением двух-трех обязательных дисциплин, все остальные предметы студент выбирает сам. Именно свобода выбора учебных дисциплин лежит в основе некоторых преимуществ кредитной системы обучения над традиционной.

Свобода выбора предметов позволяет студенту самостоятельно определять, какие курсы он хочет изучать, считает нужными, важными с точки зрения профессии и просто интересными. Факт самостоятельного выбора курсов служит хорошим мотивационным стимулом учиться. Если человек сам, а не кто-то вместо него, делает выбор, он берет на себя ответственность за этот выбор. Он понимает, что учится не потому, что существует утвержденная каким-то абстрактным чиновником программа, а потому, что он считает выбранный предмет полезным и интересным. Выбирая определенные курсы из своей предметной области, студент одновременно делает и первый выбор своей специализации в рамках профессии. А это важный фактор для послевузовской профессиональной деятельности, где выпускнику ВУЗа придется специализироваться в узкой профессиональной области.

Свобода выбора предметов фактически предусматривает формирование собственного расписания занятий. Навык планирования очень важен для молодого человека, и не раз пригодится ему в жизни. Кроме того, независимый выбор курсов гарантирует гибкость расписания. Самостоятельно комбинируя курсы, студент может создавать себе такой график занятий, который позволит иметь достаточно времени, чтобы параллельно получать первый трудовой опыт без ущерба учебному процессу.

Выбор предметов в кредитной системе не ограничен ни по содержанию, ни по количеству. Теоретически можно брать все предлагаемые курсы и еще дополнительно несколько дисциплин из смежных специальностей. Однако практически студенту не хватит ни времени, ни возможностей чтобы успешно выполнить все требования и получить кредиты. В такой ситуации формируется важный навык расстановки приоритетов и распределения сил в средне- и долгосрочной перспективе.

— Ты считаешь, что кредитную систему следует применять в Беларуси?

— Учитывая вышеупомянутые преимущества, можно утверждать, что кредитная система позволяет более успешно достичь такой цели высшего образования, как формирование личности, готовой включиться в профессиональную деятельность на благо общества. Понятно, что на некоторых научных специальностях (например, в медицине, в естественных науках) свобода выбора студентом предмета обучения должна быть ограничена, но в гуманитарных специальностях применение кредитной системы может только приветствоваться.

Необходимо отметить, что в условиях Беларуси потенциальный переход к кредитной системе может вызвать значительные трудности, связанные с тем, что наша система образования построена на традиционной основе и потребуется трудоемкий пересмотр учебных программ. Однако я убежден, что некоторые элементы кредитной системы целесообразно вводить уже сейчас. Например, в каждом семестре вместо двух обязательных общегуманитарных предметов можно предусмотреть список из шести курсов, два из которых студент обязательно должен выбрать и сдать. Даже такой ограниченный, но свободный выбор предметов продемонстрирует преимущества кредитной системы и даст студентам полезные вышеупомянутые навыки.

— Как образование за рубежом повлияло на твою дальнейшую жизнь?

— В первую очередь обучение за рубежом меняет твое мировоззрение. Ты начинаешь понимать, что реальность в твоей стране — не единственная возможная, существуют и другие. Действительность следует оценивать извне. Зарубежное обучение позволяет видеть жизнь с другой перспективы.

— Какие еще плюсы зарубежного образования ты бы выделил?

— С практической точки зрения, зарубежная степень магистра в глазах работодателя придает вашему резюме дополнительную стоимость, она свидетельствует об эксклюзивных знаниях и навыках. Это конкурсное преимущество, однозначный плюс, особенно при устройстве в частные фирмы. Кроме того, обучение в зарубежной стране — это еще и хороший опыт самоорганизации, планирования.

— Нужно ли возвращаться в Беларусь?

— Возвращаться надо, ведь там ты никогда не достигнешь того, что можешь сделать здесь. Там ты остаешься иностранцем, даже владея иностранным языком.

— Так ты видишь применение европейского образования в Беларуси?

— Я уверен в европейском будущем Беларуси. И вот когда начнется процесс активной интеграции Беларуси в европейское сообщество, появится большой спрос на людей с соответствующим образованием.

Источник: adukacyja.info/experience/participants/160-parady-vypusknika-pragramy-aljaksei-lashuk.html
Размещается в переводе с белорусского языка.

Смотрите другие статьи по образованию.