Как удержать в системе образования молодых специалистов?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Почему все меньше молодых людей, желающих работать в школе? Как решить проблему хронического дефицита кадров в дошкольных учреждениях? Почему у педагогов дошкольных учреждений не всегда хватает времени на детей? Как может отразиться на кадровой ситуации переход на четырехлетние сроки обучения в ВУЗе? Эти и многие другие вопросы и проблемы поднимались на пленуме Белорусского профсоюза работников образования и науки, состоявшемся в Минске.

Как отметил в своей речи председатель ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки Александр Бойко, полемика, которая развернулась на ряде сайтов относительно размеров заработной платы учителей, свидетельствует о том, что в обществе присутствует понимание, что стоимость труда педагогических работников нужно повышать. Сейчас, с учетом повышения тарифной ставки первого разряда, среднемесячная заработная плата в области составляет 2 666 900 рублей (или 327 долларов). В том числе у учителей - 3 198 600 рублей (или 392 доллара) и у профессорско-преподавательского состава - 4 502 200 рублей (552 доллара).

- Однако надо иметь в виду, что этот показатель учитывает переработку, внешнее и внутреннее совместительство. Нужно также понимать, что в ближайшее время возможности взять дополнительную нагрузку, по причине демографической ситуации, у педагогов будут минимальны, - подчеркнул Александр Бойко.

- И совсем не удивительно, что, отработав положенный срок по распределению, сельская молодежь уезжает в город, а горожане ради более высоких заработков вообще уходят из отрасли. Так, проведенный профсоюзом в октябре 2011 года мониторинг показал, что в области образования продолжают работать 68,5% молодых специалистов, а остальные, отработав установленный законодательством срок, увольняются и переходят на работу в организации других сфер экономики. Сейчас зарплата молодого педагога в учреждениях общего среднего образования составляет 1 862 000 рублей. Но после двух лет обязательной отработки молодой педагог теряет статус молодого специалиста и его заработная плата становится меньше. Он уже не получает доплаты в размере одной тарифной ставки первого разряда, и ему не осуществляется 10-процентное повышение тарифной ставки. Устранить это расхождение не может даже прохождение аттестации на присвоение второй квалификационной категории.

По результатам мониторинга, проведенного профсоюзом, в области не хватает учителей математики, информатики, физики, химии, иностранных языков, воспитателей, помощников воспитателей, руководителей по физическому воспитанию, педагогов дошкольного образования, методистов, кухонных работников, обслуживающего персонала. Оно и не удивительно, ведь размер зарплат у обслуживающего персонала - чрезвычайно низкий: заработная плата у работников, тарифицируемых по первому разряду (уборщик, дворник, подсобный рабочий) с учетом надбавки за стаж и стимулирующих выплат составляет 1 147 400 рублей, или 97,9% минимального потребительского бюджета. Этих денег не хватает даже на покрытие первоочередных расходов.

Большой проблемой является и уровень заработной платы у работников учреждений дополнительного образования детей и молодежи, методистов, работников централизованных бухгалтерий, хозяйственных групп и ряда других межотраслевых специалистов. Так, зарплата педагогов дополнительного образования сегодня составляет 1 711 700 рублей, а у методистов - 1 732 600 рублей.

К работе на педагогических должностях привлекаются педагоги пенсионного возраста. Они составляют около 9% от общего количества учителей, и этот показатель в последние годы растет. Потребность в молодых специалистах есть, и система педагогического образования в состоянии их подготовить, но отрасль пока не в состоянии их удержать.

 

Бумаги вместо детей?

Подробнее о кадровой ситуации в системе дошкольного образования сообщила заместитель заведующего дошкольного учреждения образования «Ясли-сад № 202» г. Минска Екатерина Комлач:

- Фактически количество воспитателей, работающих в нашем детском саду, сегодня гораздо меньше предусмотренного штатным расписанием. Есть незаполненные должности помощников воспитателей и поваров. Удивляться этому не приходится, поскольку зарплата воспитателя - специалиста с высшим образованием, с 15-летним стажем работы и высшей квалификационной категорией - не превышает 2 млн. 250 тысяч рублей (или 258 долларов). Максимум, на который может рассчитывать помощник воспитателя, - 1 миллион 300 тысяч рублей (153 доллара), а повар - на 1 млн. 170 тысяч (137 долларов). И все это с учетом доплат, практикуемых в столице. В текущем году с мая ежемесячная поддержка работников образования составляет в Минске 240 тысяч рублей. И хотя размеры этих выплат небольшие, но они позволяют повысить уровень среднемесячной заработной платы работникам столичных учреждений образования по сравнению с их коллегами из других регионов.

 

Сегодня в столице продолжается строительство новых учреждений дошкольного образования...

- Но как в новых садах можно решить вопрос с кадрами, если специалистов остро не хватает в учреждениях, которые уже работают? - задала риторический вопрос Екатерина Комлач. - Проблему не удается решить не первый год и с помощью распределения в дошкольные учреждения молодых специалистов. Поработав в детском саду даже непродолжительное время, вчерашние студенты быстро осознают сложность и напряженность работы педагога, которому буквально каждую секунду приходится нести ответственность за жизнь и здоровье детей. Между прочим, заработная плата молодого специалиста с учетом установленных доплат составляет 2 млн. 150 тысяч рублей. Но уже через два года все доплаты снимаются, и в результате остается зарплата в 1 млн. 850 тысяч рублей. Поэтому молодые кадры и не задерживаются...

Не менее важная проблема - низкий конкурс в Белорусский государственный педагогический университет имени М. Танка на специальность «Дошкольное образование». Очень часто в БГПУ молодые люди поступают вовсе не потому, что хотят посвятить свою жизнь этой профессии, а потому, что просто есть реальная возможность поступить и получить высшее образование.

- Абсолютно очевидно, что без повышения статуса работников дошкольных учреждений нам не приходится рассчитывать на приход качественного абитуриента, - констатировала Екатерина Комлач. - Сейчас нагрузка на воспитателя, работающего на ставку, составляет 36 часов в неделю. Согласно исследованиям, 80%, или основная его часть приходится на непосредственное общение с воспитанниками и их родителями. И хотя проблема снижения нагрузки на воспитателей до 30 часов поднимается на самых разных уровнях в течение более 10 лет, она пока так и не решилась. Хотелось бы сказать и несколько слов о непомерной численности документации, заполнение которой отвлекает внимание воспитателей от выполнения непосредственных служебных обязанностей и, в первую очередь, от обеспечения безопасности детей. Несмотря на то, что в инструктивно-методических письмах Министерство образования требует минимизировать количество документации в дошкольных учреждениях, нам постоянно приходится писать многочисленные отчеты, дублирующие друг друга, заводить тетради, журналы учета и так далее. Это значит, что на самом деле документооборот не уменьшается, а увеличивается.

 

Омолаживать кадры или все же сохранять "Золотой фонд"?

А вот для высшей школы злободневной проблемой стал объявленный переход на четырехлетний срок подготовки специалистов.

- Вопрос решен в принципе, но механизмы его реализации (а главное, последствия) для сотрудников непонятны. Очевиден тот факт, что освобождение педагогических работников все же состоится, - поделилась своим видением ситуации председатель профкома работников Минского государственного лингвистического университета Лариса Куцанова. - Можно предположить, что каждый ВУЗ будет стремиться сохранить своих самых опытных специалистов. Но не означает ли это, что приток молодых специалистов на преподавательскую работу будет на некоторое время прекращен? И все это происходит в ситуации, когда нужно срочно омолаживать профессорско-преподавательский состав ВУЗов!

В свою очередь, проблема омоложения закономерно связана с проблемой пенсионного обеспечения, а точнее, с размерами пенсий.

- Так, отработав в ВУЗе 33 года, преподаватель, не имеющий ученой степени, при оформлении на пенсию в октябре 2011 года получил пенсию в размере 1 200 758 рублей. А в мае 2012 года кандидату педагогических наук (доценту) была начислена пенсия 1 408 385 рублей, - привела конкретные примеры Лариса Куцанова. - Скажите, как можно прожить в Минске за эти деньги? Особенно одиноким людям? Вот и работают в ВУЗах преподаватели и в 70 лет, и в более преклонном возрасте, так как другого выхода у них нет.

Теперь о статистическом подходе к определению нашей с вами средней заработной платы. На наш взгляд, назрела необходимость определять среднюю зарплату в области без учета совместительства и подработок. Скажем, зарплата прораба на стройке, мастера цеха, экономиста в банке включает в себя должностной оклад + премии + надбавки. А в системе образования, чтобы дотянуться до официально озвученных цифр зарплат и жить более-менее достойно, педагоги вынуждены брать ставку + половину ставки + дополнительную работу с оплатой за каждый час, в совокупности с премией и надбавками.

На собственном примере могу сказать, что реальная зарплата доцента, который работает только на ставку, сопоставима со среднемесячной зарплатой школьного учителя (3 198 000 рублей) и не дотягивает до среднемесячного заработка профессорско-преподавательского состава совсем «мелочь»... - 1 миллион рублей. На самом деле мы работаем, нанося ущерб и собственному здоровью, и качеству образования. И еще: говоря о наших с вами зарплатах, я считаю некорректным сравнивать их с зарплатами в промышленности. А почему бы не сравнивать их со среднемесячной зарплатой вообще по стране?

Еще одна нерешенная проблема - продолжительность отпусков у педагогических работников системы повышения квалификации. Сложилась парадоксальная ситуация: работая на любой университетской кафедре, преподаватели имеют 48 рабочих дней отдыха, а на кафедре последипломного образования (повышения квалификации) - всего 24 рабочих дня.

- При таком подходе сложно закрепить на кафедрах повышения квалификации высококлассных специалистов, хотя именно такие специалисты и должны там преподавать, - считает Лариса Куцанова.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», июнь 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/issue/article.php?id=99276

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.