Журналистские расследования школьников в Швеции

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Представьте себе ситуацию. В школьный класс заходит педагог и говорит своим ученикам: «Приближается футбольный сезон, и СМИ готовятся к освещению матчей лиги. Сегодня команды больше напоминают компании, которые покупаются и продаются. Богатые клубы могут покупать игроков, в то время как бедные не имеют такой возможности. Это нередко приводит к тому, что матчи футбольной лиги проводятся преимущественно в крупных городах — там, где больше зрителей и где больше богатых спонсоров. Пришло время заняться журналистскими расследованиями».

И в шведских школах ученики с удовольствием занимаются на уроках и вне школьных занятий: изучают средний показатель наполняемости стадиона во время игр, собирают факты про футбольный клуб, о том, есть ли в команде игроки, которые «гастролируют» по разным клубам, ищут информацию о размере их зарплат и доходах клубов, спонсорской поддержке. Казалось бы, зачем школьникам такая информация? Потому что перед педагогами начальной школы поставлена задача — научить учеников искать и правильно оценивать информацию, полученную из различных источников (из СМИ, интернета, социальных сетей и других). Например, все знают, что в сети есть много данных (можно там найти и информацию о доходах игроков). Но можно ли однозначно доверять этим сведениям?


Не упустить шанс

Ларс-Эрик Халь работает в начальной школе в небольшом провинциальном городке. Преподает обществознание, географию, историю и основы религии. В школе учится много детей мигрантов (22 процента от общего количества), а также дети с особыми потребностями. Кстати, начальная школа в Швеции — шестилетняя: ее посещают дети в возрасте от 6 до 13 лет.

Педагог ищет для своих учеников самые интересные формы работы, стимулирующие детское любопытство, развивающие аналитические способности и творческие задатки. Например, после террористической атаки на редакцию французского журнала «Charlie Hebdo» на уроке в центре внимания оказалась карикатура. С детьми обсуждались вопросы, имеют ли СМИ право публиковать информацию, которая может кого-то разозлить или унизить, нужно ли ограничивать свободу печати, что такое карикатура. Ученикам предлагалось сделать газету или журнал с карикатурами на школьников на актуальные темы.

Ларс-Эрик Халь: «Чем больше аргументов приводит ученик, тем выше его оценка»
Ларс-Эрик Халь: «Чем больше аргументов приводит ученик, тем выше его оценка»

Ежедневная пресса — прекрасный источник информации. Педагоги заметили, что тема спорта очень увлекает детей, поэтому ее можно и нужно использовать. Особенно если попадается статья с хорошей графикой... Поэтому Олимпиада в Сочи стала для Ларса-Эрика настоящим подарком. «Какой смысл может скрываться за заголовком "Игра в двух лицах", — поинтересовался он у своих учеников. — Что имел в виду журналист?» Выяснилось, что, несмотря на интригующий заголовок, не было никакого скрытого смысла, а речь в статье шла о двух видах спорта — хоккее и слаломе. Благодаря Google-maps и установленным в Сочи веб-камерам ученики вместе со своим учителем смогли стать свидетелями многих событий и совершили виртуальную экскурсию по олимпийской столице.

...А потом все ученики писали письма спортсменам. Обязательным условием было делать это от руки. Такое письмо никогда не попадет в спам, и его сложнее проигнорировать. Можно представить себе радость детей, которые получили ответы. Тем более что национальная лыжная сборная (и мужская, и женская) взяла на олимпиаде в эстафете «золото».


«Картинка» и реальность

На уроках «Основы религии» дети изучали тему «Насилие». Одна группа учеников получила задачу сделать подборку новостей из СМИ о преступлениях в дорожно-транспортной сфере. Школьники нашли информацию о том, как 17-летний подросток взял автомобиль своей матери, о женщине, которая подозревалась в управлении автотранспортным средством в нетрезвом состоянии, и так далее. Вторая группа искала информацию об убийствах, третья — о кражах, четвертая — о терроризме.

Ларс-Эрик говорит, что у детей, которые окунулись в средства массовой информации, возникло ощущение, что нас постоянно окружает насилие, а мир — очень опасен. Пришлось объяснить им, что если читать и смотреть СМИ, то и действительно становится страшно жить, потому что медиа создают определенную «картинку».

— Моя мать сказала внуку, когда тот пошел учиться в гимназию: «Будь осторожен — там продавцы наркотиков прячутся за каждым углом». Потому что моя мать живет в мире, созданном СМИ. Достаточно одной новости об обнаружении наркотиков в школе, как многие уже верят, что наркодилеры там прописались, — делится своим мнением учитель.

Тематические подборки новостей ученики делают для того, чтобы потом порассуждать о том, как они создаются, о правах человека, законах и о неписаных правилах сосуществования в обществе: от семьи и школы они переходят к более глобальным вещам — страна, мир. На уроках по основам религии рассуждают о ценности жизни каждого человека, о том, что люди должны жить в согласии и взаимопонимании.

Чем больше аргументов может привести ученик, чем больше аспектов в своем ответе он охватывает, тем выше его оценка. Медиакомпетентность оценивается по четырехбалльной шкале:

  • на первом уровне (факты) учащиеся должны обладать основой построения новых знаний,
  • на втором (умение) — находить информацию, представлять ее в новой форме;
  • на третьем — понимать, о чем идет речь в тексте, выделять главную мысль.

На четвертом, самом высоком уровне (углубленное понимание), — уверенно пользоваться знаниями, делать оценку любого медиасообщения. Школьников учат разграничивать статьи, где присутствует мнение журналиста, и статьи, где приводятся только факты, чтобы видеть разницу и учиться самостоятельно делать выводы. Кстати, в учебном плане шведской школы зафиксировано, что ученики должны критически относиться к информации и уметь анализировать ее, начиная с первого года обучения.


Выбрать новость недели

Ежегодно ученики третьих, шестых и девятых классов участвуют в национальном тестировании. Оно проводится одновременно по всей стране, никакой предварительной утечки информации не допускается. Школьникам запрещается пользоваться на тестировании мобильными телефонами. Все дети получают одинаковые задания, которые оцениваются по одинаковым критериям независимыми экспертами. Тест охватывает математику, шведский и английский языки.

Одно из заданий тестирования — написать текст в виде новости или какое-то рассуждение, эссе. Письменная часть текста проверяет способности ученика выражать свои мысли грамотно, логично и понятно. Проверяется также и понимание прослушанного текста.

— Я всегда говорю: «Дайте ребенку 10 минут на чтение газеты и не задавайте ему вопросы», — подчеркивает Ларс-Эрик. — Не моя задача — говорить, что правильно, а что неправильно. Я, как педагог, должен только озвучить аргументы «за» и «против».

Учитель может предложить учащимся выбрать новость недели. Для этого нужно ежедневно внимательно читать заголовки первой полосы газет и то, что заинтересовало, вырезать... После этого каждый ученик пишет свой текст о «своей» новости недели, но не пересказывает газетный материал, а передает информацию своими словами, расставляет свои акценты. В конце недели школьники зачитывают свою новость перед одноклассниками, после чего идет обсуждение: ученик обязательно объясняет, почему он остановил свой выбор именно на этой новости и почему она может претендовать на звание «новость недели».

Надежда Николаева. Фото автора. Минск-Кальмар-Минск. Газета «Звязда», 27 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/97942.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.