Интегрированные тесты — форма контроля, а не обучения

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Быть или не быть интегрированным тестам? Ответ на этот вопрос с нетерпением ждут абитуриенты образца 2013.

Вряд ли кого может порадовать новость об изменении условий поступления в середине учебного года. К кардинальным переменам оказались неподготовленными ни педагоги, ни выпускники. И даже перспектива расширить с помощью интеграционных тестов круг специальностей, на которые можно будет поступать, оптимизма абитуриентам не добавляет. Одно дело — готовиться к поступлению по трем дисциплинам, и совсем другое — по четырем-шести.

А тем временем в стране стартовал первый раунд репетиционного тестирования. На репетиционном тестировании абитуриентам предлагают пока что традиционные тесты — в любом случае, какое бы решение не было принято, содержание тестов за рамки школьной программы не выйдет. Изменилась только плата за участие в «репетиции»: в этом году стоимость репетиционного тестирования увеличилась до 34 900 рублей. Новая цена определялась с учетом роста затрат на его проведение... В Республиканском институте контроля знаний воздерживаются от любых комментариев по поводу возможных изменений в подходах к проведению ЦТ и созданию интеграционных тестов. Не хотят также озвучивать и статистику результатов участников ЦТ этого года. По словам директора РИКЗ Николая Феськова, неспециалисты воспринимают подобную информацию искаженно, пытаясь сделать собственные глобальные выводы об уровне подготовки абитуриентов со всей страны, причем выводы, которые не имеют ничего общего с действительностью.

Справка «Звязды».

В Азербайджане, Казахстане и Турции особенностью проведения отбора претендентов на студенческий билет является сдача интегрированного теста сразу по четырем-пяти дисциплинам, в том числе по математике, независимо от того, кем они хотят быть: «физиками» или «лириками». За три-четыре часа абитуриенты должны дать ответы на 125 заданий, а в Беларуси количество заданий на ЦТ варьируется от 30 в тестах по физике и математике до 60 — по гуманитарным предметам, а продолжительность испытаний — от 90 до 180 минут.

- У тестирования совсем другие цели: мы не диагностируют качество работы школьных учителей и не проверяем объективность выставления школьных оценок. Хотя, конечно, если абитуриенты из года в год делают одни и те же ошибки на ЦТ, то определенные выводы напрашиваются сами собой, — объясняет Николай Феськов. — Основная цель тестирования — ранжирование абитуриентов с использованием нормативно-ориентированного подхода и статистических методов обработки результатов. Точкой отсчета для нас является не абстрактный объем знаний, зафиксированный условным стандартом, а знания одного абитуриента по сравнению со знаниями других. Проще говоря, у каждого претендента на студенческий билет должна быть своя ступень в общем рейтинге. И все школьные отличники просто не могут получать на тестировании 100-балльные результаты.

По мнению Николая Феськова, при подготовке к ЦТ ни в коем случае нельзя заниматься муштрованием по тестам. И вообще не надо специально готовить школьников к централизованному тестированию:

- Многие абитуриенты ошибаются, думая, что можно качественно подготовиться к централизованному тестированию за полгода или год, если они будут бесконечно выполнять тесты. К сожалению, такого мнения придерживаются и некоторые учителя, которые учат детей по тестам. Мы уже устали повторять, что хотя задания тестов и соответствуют школьной программе, но тесты не передают всей последовательности того или иного курса. Поэтому готовиться к централизованному тестированию нужно не по тестам, а по учебнику! Практика показывает: если человек хорошо знает предмет, то форма проверки не должна оказывать влияние на результат. Другое дело, что абитуриентам нужно освоиться для работы с тестом — для этого и существует репетиционное тестирование. Я считаю, что к репетиционному тестированию надо относиться в первую очередь как к прекрасному средству самодиагностики и отработки тестовых технологий. Каждая новая «репетиция» экзамена — это способ еще раз себя проверить.

Однако некоторые абитуриенты и их родители констатируют, что эффективность от репетиционного тестирования была бы значительно большей, если бы существовала возможность работы над собственными ошибками, как это делается в школе после контрольной работы. А так абитуриенты получают на руки только свои «плюсы» и «минусы» за правильно выполненные или невыполненные задания. Даже содержание теста восстановить невозможно...

- Могу посоветовать обратиться в региональный центр тестирования при Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, который уже не первый год организует индивидуальные консультации для участников репетиционного тестирования, причем независимо от пункта прохождения тестирования и места их проживания, — отмечает Николай Феськов. — Индивидуальная консультация представляет собой рассылку учебно-методического пакета, который содержит тематику разделов школьной программы по каждому неправильно выполненному заданию с указанием года или класса изучения соответствующего раздела, с рекомендованным списком учебной и методической литературы, с содержанием неправильно выполненных заданий, правильными ответами и указанием к правильному решению.

Также мы готовим сборники с анализом наиболее характерных ошибок, допущенных абитуриентами, которые могут быть полезными при подготовке. Вообще, специалисты утверждают, что в физике и математике существует определенное количество задач, а все остальное — это интерпретации. И если абитуриент умеет решать задачи из учебника с 5-го по 11 класс, то на тестировании его уже ничем нельзя удивить.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 16 октября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=104395&idate=2012-10-16

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.