Как повысить имидж учителя и привлечь на педагогические специальности лучших

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Установить ответственность заказчиков педагогических кадров за закрепление молодых специалистов на местах предложил вице-премьер белорусского правительства Анатолий Тозик. На днях в стенах Белорусского государственного педагогического университета прошло заседание рабочей группы по комплексному анализу системы образования, посвященное проблемам подготовки педагогических кадров в стране.


Профессия или диплом?

— Сколько времени у нас будет действовать принцип: «Эти педагоги поедут — направлю заявку и нам пришлют новых»? — спросил у присутствующих Анатолий Тозик. — Предлагаю ввести жесткий порядок при распределении выпускников педагогических специальностей: например, не рассматривать заявки из регионов, где более 40% молодых специалистов уезжают после обязательной отработки. Пусть глава района решает кадровую проблему самостоятельно — направляет молодых людей на целевую подготовку, готовит специалиста за счет средств районного бюджета или привлекает специалистов из других регионов...

Заместитель премьер-министра предложил подумать над резким сокращением набора на платную форму обучения на педагогических специальностях, а также над сокращением набора на бюджетные места.

— В начале 1990-х годов у нас было 1,5 миллиона школьников, а мы выпускали ежегодно около 5 тысяч молодых педагогов. Сейчас школьников у нас около 930 тысяч, а мы выпускаем 10 тысяч педагогов. Где логика? Причем примерно половина от этого количества — студенты платной формы обучения. По нашим прогнозам, стоимость подготовки одного студента в 2014/2015 учебном году составит 32 миллиона рублей. А сколько платят студенты — 13-14 миллионов? Между прочим, в школы идет работать лишь 1% от общего числа «платников». Это колоссальный ущерб для бюджета, — подчеркнул Анатолий Тозик. — Некоторые страны, которые, как и мы, столкнулись с падением престижа профессии, резко сократили прием на педагогические специальности. Зато в результате увеличился конкурс. И в обществе сложилось мнение, что поступить в педуниверситет достаточно сложно, а значит, престижно. В Финляндии конкурс в педуниверситет составил в 2010 году 10 (!) человек на место.

Полагаю, что за счет сокращения объемов подготовки можно было бы направить сэкономленные деньги на поддержку тех, кто сознательно решил связать свое будущее с педагогикой (например, повысить им стипендии — особенно на остродефицитных для школы специальностях). Нужно ввести особый порядок зачисления абитуриентов на педагогические специальности: помимо централизованного тестирования, предусмотреть для них и тестирование на пригодность к педагогической профессии. Это позволило бы, с одной стороны, сделать набор более качественным и не допустить в университет и в профессию случайных людей, а с другой стороны, создать ореол исключительности вокруг профессии педагога.


Карьерные перспективы

По мнению руководителя рабочей группы, необходимо подумать над открытой системой педагогического образования, то есть, дать возможность желающим получить профессию педагога несколькими путями. Сегодня на переподготовку по педагогическим специальностям принимают только лиц с педагогическим образованием. А в ряде европейских стран педагогическое образование можно получить через различные формы: всего в мире существуют 32 формы получения педагогического образования.

— Почему бы нам не открывать педагогические магистратуры, куда бы мог прийти за педагогическим образованием, например, инженер? Есть мнение, что сознательно выбрать профессию можно только в 22-23 года, а в 17 лет это не всегда получается. Почему инженер не может преподавать в школе физику или техническое обслуживание? — поинтересовался мнением представителей системы образования Анатолий Тозик.

«А почему педагоги неохотно идут в магистратуру?» — прозвучал вопрос на совещании. Тем более что магистры имеют право уже в первый год своей работы на присвоение второй квалификационной категории. Было высказано мнение, что получить вторую категорию учителю-практику проще, чем написать магистерскую диссертацию. К тому же и никаких особых доплат к зарплате педагоги с магистерской степенью не имеют. В связи с этим возникло предложение дифференцировать зарплаты педагогов как в зависимости от уровня их образования, так и в зависимости от уровня профессиональных достижений (наличия квалификационной категории).

Анатолий Тозик считает, что нужно предусмотреть возможность получения молодыми специалистами первой категории уже после двух лет работы, но это будет касаться только самых талантливых, которые хорошо проявили себя и зарекомендовали в педагогической профессии.


Воспитай смену!

Много внимания на совещании было посвящено вопросам профориентационной работы. В нынешнем учебном году Белорусский государственный университет открыл на базе 20-й столичной гимназии профильные педагогические классы. Насколько успешным окажется этот опыт, станет известно только через два года, когда выпускники будут определяться с выбором жизненного пути.

— Считаю, что высшим учебным заведениям, где есть педагогические специальности, надо спускаться с небес на землю и идти в школы. Причем начинать профориентационную работу со средних классов. Ведь в 11-х классах агитировать за профессию педагога поздно, — подчеркивает ректор БГПУ имени Максима Танка, профессор Александр Жук. — Надо возрождать педагогические классы и создавать педагогические гимназии — хотя бы по одной в каждой области. И давать их выпускникам преференции при поступлении на педспециальности...

В текущем году почти треть первокурсников БГПУ — это выпускники учреждений образования Минской области и около 20% — выпускники столичных учреждений образования. Из 240 столичных школ на дневную бюджетную форму обучения поступили всего 109 человек.

— А давайте попробуем посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, — предложил Александр Жук. — Если из каждой школы (а их у нас уже более 3 тысяч) к нам придет всего по одному талантливому ученику, то весь прием будет качественным. Неправда, что молодежь совсем не хочет идти в педагогику. Это миф, который мы должны разрушить.

— Если выпускник возвращается в родную школу сначала в качестве практиканта, а затем и молодого специалиста — это мощная агитация за профессию учителя, — поделился своим видением ситуации Анатолий Тозик. — Но если в педагогику никто из выпускников не идет, то возникает вопрос: а что это за школа, что за педагогический коллектив? Возможно, настало время ввести критерий оценивания работы и директора, и коллектива по наличию выпускников, которые не просто поступают в ВУЗы, а выбирают педагогические специальности. Также считаю, что, если у молодого специалиста истекает двухлетний срок отработки по распределению и он заключает первый контракт, надо его достаточно серьезно простимулировать. Скажем, заключаешь контракт на три года — получаешь одну сумму, на пять лет — большую сумму. Деньги внутри системы есть, надо только их правильно перераспределить.


Учителя или обладатели дипломов?

Еще одна тема, которая вызвала горячую дискуссию, — создание на базе Белорусского государственного педагогического университета учебно-научного инновационного кластера, который бы объединил педагогические классы и педагогические гимназии, средние специальные педагогические учреждения (в стране действует 12 педагогических колледжей), учреждения дополнительного образования и повышения квалификации, а также университеты, которые готовят педагогические кадры. Однако поскольку педагогических ВУЗов в стране всего два, а все областные университеты давно стали классическими университетами, то у многих представителей ВУЗов возникли вопросы по поводу предлагаемой модели.

— Мы могли бы объединить все упомянутые подструктуры на основе координации и сетевого взаимодействия, — пояснил ректор БГПУ Александр Жук. — Использование кластерной модели позволит нам объединить интеллектуальные и материальные ресурсы, педагогическую науку и передовую педагогическую практику.

Уже до конца этого года планируется разработать проект профессионального стандарта педагога, на основании которого будет пересмотрено содержание педагогического образования в разрезе всех специальностей и специализаций. Тем более, что директора школ констатируют: с переходом областных педагогических университетов в статус классических там ослабла психолого-педагогическая и методическая подготовка будущих учителей. Общее количество времени на изучение педагогики, предусмотренное учебным планом специальностей в классических университетах, почти втрое меньше, чем у нас на специальностях профиля «педагогика». Психология изучается в объеме вдвое меньшем, чем в педагогических университетах. И на педагогическую практику у нас отводится гораздо больше времени.

Между прочим, в Гомельской области регулярно проводится мониторинг по вопросам качества подготовки специалистов. Что интересно, руководители школ дают профессиональной подготовке выпускников педагогических колледжей более высокую оценку, чем выпускникам ВУЗов. Поэтому вопросы к качеству работы высшей школы, к сожалению, остаются...


Специалисты «узкого» профиля

Анатолий Тозик считает, что нужно возвращаться к подготовке педагогов по интегрированным специальностям — это решит ряд проблем, например, с той же педагогической нагрузкой:

— Давайте дадим студенту в течение первого или второго года учебы возможность выбрать себе еще одну специальность, причем необязательно интегрировать физику и математику или химию и биологию. Почему нельзя подготовить, скажем, учителя истории и физической культуры или скомбинировать физику и изобразительное искусство? У нас в стране много небольших школ, где требуются многопрофильные специалисты. Можно выбирать себе вторую специализацию в зависимости от потребностей региона или конкретной школы, когда студент точно знает, куда он пойдет работать после окончания учебы.

У некоторых участников совещания возникли сомнения по поводу того, что за четыре года можно подготовить педагога по интегрированной специальности. Их предложение заключалось в том, чтобы вторую специальность педагог получал в рамках переподготовки.

— Переподготовка — это когда с одной специальности человек переквалифицируется на другую. А нам нужно, чтобы в дипломе выпускника были записаны сразу две специальности, — парировал Анатолий Тозик.

Разошлись мнения членов рабочей группы и в вопросах повышения квалификации учителей. Нашлось довольно много сторонников идеи внедрения так называемого «образовательного ваучера». Почему педагог не может самостоятельно выбирать, где ему совершенствовать свой профессиональный опыт?

У оппонентов этой идеи был свой аргумент: поскольку повышение квалификации финансируется из местных бюджетов, то никто не захочет «выпускать» деньги из своего региона. К тому же у директора учреждения образования или органов управления может быть свое видение, что нужно региону, конкретной школе и, соответственно, педагогу.


«Воспитание» родителей

Естественно, что не могли обойти своим вниманием члены рабочей группы и вопрос повышения социального статуса педагога. Наиболее действенным способом насыщения кадрами учебных заведений было и остается повышение зарплат. Правительство поставило перед собой задачу довести средний уровень зарплат в области образования до средней зарплаты в регионе.

— Мы будем принимать меры по повышению заработной платы, но только в сочетании с мероприятиями по оптимизации затрат. Надо искать резервы в пределах отрасли, — подчеркнул Анатолий Тозик. — В Беларуси заработная плата педагогов рассчитывается на ставку, которая составляет сейчас 20 часов. В Германии нагрузка на учителя колеблется от 24 до 27 часов, в Англии она составляет около 30 часов. Приведу и еще одну цифру: в Беларуси на одного учителя приходится 9 учеников, а в европейских странах — от 14 до 16.

— Повышение престижа труда учителя напрямую связано с ответственным отцовством. Надо повышать ответственность родителей за воспитание своих детей, а не перекладывать всю тяжесть на плечи учителя, — поделилась своим мнением заместитель начальника управления образования Гомельского облисполкома Жанна Жданович. — Когда в 21.00 милиция задерживает на улице подростка, который распивает спиртные напитки, кому звонят в первую очередь? Не родителям, а классному руководителю! А если милиция устанавливает факт употребления подростком наркотиков, то кого обвиняют и просят разобраться? Правильно, школу. Уверена, что если родители будут больше времени уделять воспитанию своих детей, когда учителям не придется ходить по домам и проверять пожарные извещатели и печное отопление, а также выполнять различные поручения сельсоветов, то у них будет больше времени, чтобы заниматься своими непосредственными профессиональными обязанностями: готовиться к урокам, заниматься самообразованием и повышать свою квалификацию.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 1 октября 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/10/55082.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.