Эксперимент с финансированием в школах: почему не стоит спешить?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки направил в Министерство образования свою позицию по поводу планируемого проведения в стране эксперимента по переходу к финансированию общего среднего образования на основе норматива бюджетной обеспеченности на обучение и воспитание одного учащегося. Речь идет о внедрении «подушевой» системы оплаты труда вроде той, что уже действует в России, где деньги в виде ваучера привязываются к конкретному ребенку. Финансирование таким образом идет вслед за учеником, заставляя педагогов бороться за каждого ребенка.

Для того, чтобы быть готовыми к работе в новых условиях, при ЦК отраслевого профсоюза была создана рабочая группа по изучению совершенствования механизма финансирования учреждений образования и возможного перехода на новую систему оплаты труда педагогических работников. Члены рабочей группы выезжали в Российскую Федерацию, в частности, изучали опыт работы коллег из Москвы, Московской, Брянской и Смоленской областей. На основании проведенной работы была подготовлена аналитическая записка.

По мнению ее авторов, эксперимент возможен только при его локализации, то есть, для проведения эксперимента нужно задействовать 2-3 учреждения образования различного типа в определенных ранее областях и в столице. Учитывая локализацию эксперимента, при его проведении определение норматива финансирования должно осуществляться не от достигнутого, а от необходимого с учетом действующих в общем среднем образовании стандартов. Норматив должен включать составляющие как обучения, так и воспитания, в том числе наличие соответствующих штатных единиц (педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов-организаторов), проведение факультативных, кружковых и других занятий, создание групп продленного дня. Нормативом также должны быть учтены типичные штаты, действующая система оплаты труда, материальное стимулирование, материальная помощь в соответствующих объемах, необходимость повышения квалификации, включая аттестацию и переподготовку кадров.

- Уровень оплаты труда работников учреждений, задействованных в эксперименте, не должен быть меньшим, чем достигнутый, - подчеркивают в ЦК профсоюза. - Норматив должен учитывать тип учреждения образования, географию его размещения, комплектность и т.д. через введение соответствующих корректирующих коэффициентов. Норматив должен быть ориентирован не на предельную наполняемость класса, а на методически и социально обусловленную. Стоит подумать над введением норматива не на ученика, а на класс-комплект - это рекомендуют коллеги и эксперты из Российской Федерации, поскольку определяющим является соотношение количества учителей к количеству учеников, а не наполняемость класса.

Нужно создать такой механизм формирования норматива, который был бы ориентирован на совершенствование квалификационного уровня преподавателей, привлечение в коллективы высококвалифицированных кадров и молодых специалистов. Таким образом, норматив должен рассчитываться с учетом соответствующего квалификационного уровня учителей. При этом надбавки за наличие квалификационных категорий должны быть пересмотрены на основе солидарных с мнением отраслевого профсоюза предложений Министерства образования.

Необходимо четко определить рамки самостоятельности учреждений образования, которые задействованы в эксперименте, и полномочия их руководителей. Заинтересованность руководителей учреждений образования, вовлеченных в эксперимент, должна базироваться на финансовой составляющей. Исходя из того, что в России эксперимент по нормативно-подушевому финансированию проводился с 2006 года с учетом разработок и исследований, которые уже имелись на тот момент, в ЦК отраслевого профсоюза считают, что запланированный в Беларуси эксперимент должен иметь долгосрочный характер - не менее 4 -5 лет. Только при таком подходе можно будет реально увидеть последствия и оценить их характер. А дальнейшее распространение эксперимента на систему образования других регионов возможно только при его положительных результатах.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 19 июня 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=98767&idate=2012-06-19

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.