Геннадий Пальчик: «Идея сокращения летних каникул поддержки не нашла»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Кодекс об образовании Республики Беларусь парламентарии не без гордости называют «Конституцией в образовании». Это целостный документ, регулирующий абсолютно все стороны образовательного процесса — от дошкольного воспитания до повышения квалификации и переподготовки кадров. В Кодексе нашли отражение даже те вопросы, которые ранее по разным причинам оставались вне сферы регулирования. Однако жизнь не стоит на месте: за два года действия Кодекса, стало понятно, что отдельные его положения и формулировки требуют конкретизации и детализации. 4 декабря в Палате представителей Национального собрания пройдут парламентские слушания, по результатам которых будут приниматься решения о внесении изменений и дополнений в Кодекс. Накануне мы встретились с председателем Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадием Пальчиком.

— Геннадий Владимирович, весной этого года ваша комиссия провела мониторинг практики применения Кодекса на всех уровнях национальной системы образования. Какими были результаты мониторинга? Какие предложения по корректировке Кодекса озвучила общественность?

— Отмечу, что в рамках мониторинга правоприменительной практики Кодекса об образовании была организована серия расширенных заседаний членов Постоянной комиссии с руководителями учреждений образования, представителями органов управления образования, институтов развития образования и рядовыми педагогами.

председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания по образованию, культуре и науке Геннадий Пальчик

На этих заседаниях обсуждался самый широкий спектр вопросов совершенствования законодательства в сфере образовательных отношений. С целью изучения мнений педагогической и родительской общественности о нормах Кодекса и их применении в образовательной практике было проведено анкетирование более 4000 респондентов.

Выяснилось, что большинство опрошенных считают оптимальными и целесообразными положения Кодекса об организации образовательного процесса, сроках обучения, правах и обязанностях субъектов образовательных отношений. Вместе с тем, у респондентов иногда были довольно разные мнения насчет целесообразности внесения возможных изменений и дополнений в Кодекс.

— О каких конкретных изменениях и дополнениях велась речь в ходе анкетирования?

— В отношении общего среднего образования, например, обсуждалась возможность разрешения принимать в первый класс детей, которые достигнут шестилетнего возраста с 1 сентября до 1 января соответствующего учебного года. Большинство педагогов и родителей сочли это нецелесообразным. Также не нашла поддержки идея увеличения продолжительности учебного года за счет летних каникул.

Вместе с тем, 75% педагогов и родителей поддержали предложение о необходимости закрепить в Кодексе право поступления в гимназию без вступительных экзаменов для победителей районных олимпиад по учебным предметам и телевизионных викторин-конкурсов. Более 70% респондентов считают целесообразным изучать отдельные предметы на повышенном уровне в 10-11 классах всех видов учреждений общего среднего образования. При этом следует обратить внимание на то, что 77% педагогов и 65% родителей считают возможным введение ограничений на прием учащихся в 10 класс с учетом результатов учебной деятельности.

— Один из вопросов в анкете звучал так: «Считаете ли вы возможным заключение договора между законными представителями ребенка и учреждением дошкольного образования, в котором будет установлена сумма ежегодного взноса на материально-техническое обеспечение учреждения образования?» Интересно, как ответили на него родители?

— По итогам анкетирования считают возможным заключение такого договора между родителями и учреждением дошкольного образования 77% опрошенных родителей. Свое согласие они дают при определенных условиях: если учреждение дошкольного образования находится на хозрасчете, чтобы деньги расходовались на ту группу, в которой учится их ребенок, при обязательном отчете о расходовании денег.

— Ваши предшественники по работе в парламентской комиссии настаивали на том, чтобы прописать в Кодексе запрет на привлечение педагогических работников к выполнению работ, не входящих в их непосредственные служебные обязанности и не предусмотренные трудовым договором. Но эта инициатива депутатов так и не вошла в окончательный вариант Кодекса об образовании. Как вы считаете: потерял ли этот вопрос свою актуальность? Что показали результаты анкетирования?

— Проблема остается актуальной и сейчас. 87% учителей считают необходимым законодательно закрепить запрет на привлечение педагогов к деятельности, не предусмотренной должностной инструкцией.

— А какие свои предложения по корректировке Кодекса высказывали педагоги и родители?

— Известно, что в Кодексе об образовании впервые законодательно закреплена дисциплинарная ответственность учащихся за невыполнение ими своих обязанностей. Более 90% опрошенных педагогов и свыше 80% родителей отметили, что в Кодексе об образовании необходимо закрепить также дисциплинарную и материальную ответственность законных представителей учащихся за невыполнение ими обязанностей, установленных законодательством, за нанесение учениками ущерба зданиям, оборудованию, другому имуществу учреждения образования, за пропуски учениками занятий без веской причины.

скучающие ученики в школе

В ходе мониторинга были также высказаны предложения о законодательном закреплении прав и обязанностей классных руководителей, праве учреждения дошкольного образования реализовывать образовательные программы дополнительного образования детей и молодежи.

— Совсем недавно в Минске прошел масштабный научный форум — международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования. Какой опыт, представленный участниками из других стран, кажется вам наиболее интересным?

— Форум действительно получился представительный: участие в нем приняли около 100 ученых, преподавателей, специалистов и руководителей органов образования из разных регионов Беларуси, а также из Армении, Казахстана, России, Таджикистана, Чехии. В каждой из стран накоплен существенный опыт по оценке качества образования. Общий исторический контекст, а также определенное сходство систем и программ школьного образования на постсоветском пространстве обусловливают сходство и проблем, с которыми сталкиваются страны. Наиболее интересный и близкий для Беларуси опыт в этой области накоплен в Российской Федерации.

— А в каких сравнительных исследованиях в области общего среднего образования участвует Беларусь?

— В последнее время проводятся сравнительные исследования по оценке информационно-коммуникационной компетентности девятиклассников. Исследованием были охвачены ученики из Армении, России и Беларуси. А инструмент для проведения этого исследования был разработан в Национальном фонде подготовки кадров Российской Федерации.

В октябре 2013 года в совместном белорусско-российском исследовании приняли участие около 600 учеников девятых классов города Минска и Гомельской области. Школьники выполняли на компьютерах тестовые задания. При разработке этих заданий акцент был сделан не на специальных умениях пользоваться компьютером, а на способности ученика пользоваться информацией, решать практические задачи на основе информационно-коммуникационных технологий, мыслить и работать в «цифровом» мире. Результаты каждого ученика сразу обрабатывались сервером в Москве и направлялись участнику тестирования.

Сейчас проводится углубленный анализ полученных результатов и готовятся соответствующие рекомендации для участников образовательного процесса, органов управления образованием, региональных институтов развития образования.

— Геннадий Владимирович, допустим, что все высказанные дельные предложения найдут отражение в Кодексе. Но уже через год ситуация изменится, и Кодекс снова потребуется корректировать. А это, как мы все убедились, очень непростое дело...

— Мы это тоже понимаем. Поэтому считаем, что нужно создать такой механизм, чтобы все изменения на перспективу не требовали многоступенчатого утверждения, так как есть риск, что пока эти изменения будут приниматься, они уже потеряют свою актуальность. Нужно четко продумать, какие из предложений закреплять в Кодексе, а что можно прописать на уровне отраслевых нормативных правовых актов, которые значительно проще будет скорректировать. Главная задача, которую ставят перед собой депутаты, — упростить и усовершенствовать правовые отношения в области образования.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 30 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/23766.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.