Изменения в образовании в Финляндии, или Школа без математики

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

В Финляндии готовится к реализации масштабная реформа образования. Возможно, что с 2020 года у финских школьников не будет таких предметов, как математика или химия, а занятия будут проходить по «темам» с включением различных наук. Эта новость со ссылкой на The Independent мгновенно облетела интернет.

Сообщалось, что в настоящее время у финских школьников появится возможность изучать не предмет по отдельности, а эти же предметные знания получать в пределах выбранной «темы» или «явления», которые могут потребоваться в будущем. Необходимость тех или иных знаний будут определять сами ученики. Таким образом удастся избавиться от извечного вопроса: зачем я это учу?

Один из примеров «темы» — «Работа в кафетерии». В рамках «кафетерия» учащиеся получат знания по математике, иностранным языкам, правописанию и коммуникации. Еще один пример — тема «Европейский союз». В его рамках учащиеся будут изучать элементы экономики, истории, языков и географии.

СМИ писали, что реформа встретила немало оппонентов среди учителей, многие из которых посвятили свою жизнь преподаванию одного предмета. Но сторонники реформы заявляют, что преподавать по образцу начала XX века в XXI веке уже нельзя. Учителя, освоившие новый подход (а он иногда предполагает работу на уроке более чем одного учителя), не хотят возвращаться к традиционному ведению уроков. Ученики, занимающиеся по «темам» уже два года, имеют лучшие, чем у своих сверстников «достижения» в образовании (реформаторы не употребляют слово «отметки»).

Но при более внимательном изучении сообщения о «реформе» в финской школе выяснилось, что градус сенсационности оказался сильно завышен. Никто там обучать, «как работать в столовой» вместо традиционных предметов, не собирается. Вообще, сами финны пишут, что это не реформа, а «попытка».

Чтобы опровергнуть растиражированную в СМИ недостоверную информацию, на официальном сайте Национального совета по образованию было размещено следующее объяснение: «Новость, что в Финляндии отменяется преподавание отдельных предметов, недавно попала в заголовки газет по всему миру. Предметное обучение не отменяется, хотя нововведения в учебном плане базового образования приведут к некоторым изменениям в 2016 году. Предметы, общие для всех учащихся базовой школы, прописаны в Законе о базовом образовании, и распределение учебных часов между школьными предметами утверждено указом правительства».

Предусмотренные учебным планом в области базового образования некоторые изменения, возможно, и вызвали недоразумения, говорится в пояснении. Действительно, для того, чтобы отвечать потребностям будущего, акцент будет делаться на общих компетенциях и работе на межпредметном уровне. Учащиеся должны будут участвовать каждый год по меньшей мере в одном таком междисциплинарном учебном модуле.

Многие белорусские педагоги также соглашаются с тем, что будущее — за междисциплинарными подходами в обучении. В 2018 году Беларусь планирует присоединиться к одному из самых авторитетных исследований в мире PISA, которое проверяет не столько академические достижения учащихся, сколько их умение работать с информацией и реальные жизненные компетенции. Выясняет, выполняет ли образование свою основную функцию — подготовку к самостоятельной жизни. Кстати, Финляндия занимает по итогам PISA лидирующие позиции не только в Европе, но и в мире.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 3 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/77924.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.