Руководителям школ — участникам эксперимента — обещают «финансовую свободу»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

«После внедрения нового механизма финансирования учреждений общего среднего образования принять участие в улучшении качества работы системы образования смогут как родители учащихся, так и сами ученики. Сфера должна работать эффективно — у нас не должно быть полупустых классов или кружков», — такое мнение высказал министр образования Сергей Маскевич, который принял участие в совместном семинаре Министерства образования и Всемирного банка. В центре внимания его участников оказались различные модели финансирования школ.

Как констатировали единодушно участники мероприятия, надо кардинально менять методику планирования расходов на содержание школ, поскольку сегодня сметное планирование с множественной детализацией затрат и отсутствием у руководителя учреждения образования права направлять сэкономленные средства на поощрение своих работников, не позволяют ему управлять результатом.

Сегодня ведется подготовка пилотного проекта по финансированию учреждений общего среднего образования, расположенных в городской местности, с применением норматива бюджетной обеспеченности расходов на обучение и воспитание в расчете на одного учащегося. Новый механизм планируется запустить с 1 января 2013 года на базе 17 учреждений общего среднего образования: в эксперименте будет задействовано 9 столичных учреждений, 4 учреждения образования в Гомеле и 4 — в Гродно.

Как было официально заявлено, в норматив будут включаться расходы на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг связи, текущий ремонт оборудования и инвентаря и другие текущие расходы. Не будут включаться в норматив расходы, связанные с приобретением оборудования и других основных средств, расходы на текущий и капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг, транспортных услуг и питание учащихся. И самый важный момент — в рамках пилотного проекта руководителям школ и гимназий будет предоставлено право устанавливать своим работникам за высокие творческие достижения, сложность и напряженность труда, а также за выполнение особо важных (срочных) работ надбавки в размере до 100% от оклада или ставки, а также направлять на материальное стимулирование работников 35% планового фонда оплаты труда и сэкономленные по бюджетной смете средства. Расходы учреждений образования — участников пилотного проекта — не будут сокращаться и блокироваться. Не использованные в 2013 году этими учреждениями образования бюджетные ассигнования будут оставлены в их распоряжении и направлены на увеличение соответствующих расходов в 2014 году.

Надо добавить, что в 2011 году в сферу образования в Беларуси было направлено 13,7 млрд. рублей, или 5% от валового внутреннего продукта, а с учетом внебюджетных средств эта сумма составила 15,4 млрд. рублей, или 5,6% ВВП.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 24 октября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=104704&idate=2012-10-24

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.