"Строгий, справедливый и добрый учитель всегда был в почете у учеников..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Прошло достаточно времени после публикации в "Звяздзе" статей, в которых анализировались знания нынешних абитуриентов. А я все нахожусь под их впечатлением. Надеюсь, вся общественность благодарна "Звяздзе" за постановку актуальных проблем, созвучных ожиданиям учителей, учеников и их родителей, за правдивые, необычайно смелые статьи и отклики на них. Надеюсь, что и мой голос будет услышан...

42 года я преподавал в своей родной Барколабовской средней школе физику и математику, 25 лет работал завучем. И мне обидно до слез, что по результатам централизованного тестирования моя любимая физика оказалась на последнем месте. Особенно трудно мне понять, почему половина абитуриентов на тестах по физике не знали, в каких единицах измеряется напряжение.

Хочу немного утешить нынешних учителей, так как в современной школе условия для работы учителей - намного лучше. В 50-е годы школа работала в две смены, а управляли ею три человека: директор, завуч и старшая пионервожатая. Это потом появился организатор внеклассной работы. Детей не делили по способностям. Учитель должен был подтягивать тех, кто отставал, и работать с лучшими учениками. Каждый месяц по вечерам в трех населенных пунктах (за 3-6 километров) проводились родительские собрания с анализом оценок и поведения каждого ученика. Учителя сами заботились об обеспечении своего предмета наглядными пособиями и оборудованием, для чего каждый год обязательно посещали магазин наглядных пособий в области. Всю отчетность вел завуч школы.

От школы строго требовали ориентировать учащихся на работу в сельском хозяйстве, но они тянулись к науке. В августе этого года планировали встретиться в родной школе выпускники 1965 (из-за жары встреча сорвалась). Из их класса все до одного поступили в высшие и средние специальные учебные заведения. Даже выпускник с "тройками" в аттестате показал хорошие знания при поступлении в военное училище. О зарплате мы не думали, ведь в те времена все получали немного.

В современных школах есть и интерактивные доски, и компьютеры, и интернет, и учебники в электронном варианте, и многое другое. Особое внимание уделяется одаренным и способным детям, а самые талантливые из них получают материальную помощь от Президента. В штате школ появились социальный педагог и психолог, была введена дополнительная оплата за различные виды работ. Однако очевидны и многие пробелы в работе школ. Так, в городских школах родителям доводится мысль, что в школе их детям дается только общее образование, а потому, если они планируют поступать в вуз, нужно нанимать дополнительно репетиторов. Не отрицая полностью положительную роль репетиторства, хотел бы констатировать, что одного только муштрования по предмету выпускникам недостаточно, но большинство средних по своим способностям учеников считают, что этих знаний им хватит для сдачи тестов и дальнейшего обучения. Поэтому они не хотят прилагать собственных усилий к добыванию знаний, а весь день копаются в компьютере. Жаль, что сегодня мало кого волнует воспитание разносторонне образованной и развитой личности. Вызывает сочувствие тот, кто так обеднил свою жизнь тем, что не читал произведений Купалы, Коласа, Пушкина, Гоголя, Толстого, Шолохова, Жюль Верна, Дюма и многих других. Компьютер не может заменить чтение книг, как и книги в электронном варианте...

Не понятно, кто и зачем загрузил учителей ненужной писаниной, отобрав у них время для творческой работы с учениками? Почему во многих школах исчезло оборудование для проведения лабораторных и практических работ по физике? Ученик, который подержал в руках с десяток раз вольтметр, никогда бы не забыл, в чем измеряется напряжение. Считаю, что учителю надо дать возможность самому заботиться об оборудовании для своего кабинета, а не делать закупки централизованно. Мне обидно, что в некоторых школах царят показуха, снижение требовательности к ученикам и поголовное списывание. Строгий, справедливый и добрый учитель всегда был в почете у учеников!

Очевидно, что в школах, воспитанники которых получают на тестировании низкие баллы, мало уделяют внимания или вообще забывают о главной обязанности учителя - зажечь огонь жажды к постижению наук, развить в детях любознательность. Безусловно, для этого нужно гореть самому. Приведу лишь некоторые примеры, как это делал я. Заставить ученика полюбить предмет невозможно, можно лишь попытаться им заинтересовать. Окончательные формулы и выводы оживают для ученика, когда учитель постоянно знакомит его с "человеческой" стороной науки: с историями открытий и биографиями ученых, их беззаветной борьбой, преодолением недоразумения. Для современных школьников я, например, объяснил бы значение открытия лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова для современной электроники. По математике для детей был бы интересным рассказ об истории открытия еще одного Нобелевского лауреата - математика Перельмана.

Каждый школьник должен быть убежден, что предмет, который он изучает, будет востребован им в жизни. Между тем, знания по физике могут понадобиться человеку буквально на каждом шагу. Важное место для воспитания интереса к физике имеет участие учеников в работе физико-технического кружка, особенно занятия делами, которые опережают свое время или идут с ним в ногу. Когда в середине 50-х годов прошлого века в селе начали появляться первые радиоприемники, многие кружковцы увлекались изготовлением детекторных радиоприемников. Я предложил создать школьный радиоузел. Подобрали радиосхему, приобрели нужные детали, мощный микрофон подарил районный радиоузел, громкоговорители приобрели в магазинах. Юные физики усердствовали весь год. Акустика была отличной. Радовались мои кружковцы, радовалась вся школа. Музыка украсила школьную жизнь, она снимала напряжение и создавала бодрое настроение. Радиопередачи обогатили воспитательный процесс в школе. Рассказываю про далекое прошлое потому, что меня поразила недавняя беседа по телефону с моим учеником, который вспомнил, как налаживалась работа школьного радиоузла. Оказалось, что любимое и полезное дело осталось у него в памяти на всю жизнь...

Через два года для занятий физико-технического кружка была использована списанная в колхозе автомашина, которую мы решили отремонтировать. Работали с творческим азартом, и, когда, наконец, машина была восстановлена, радости не было границ, ведь сейчас старшеклассники могли поехать на экскурсию или на соревнования в город, изучать технику, знакомиться с профессией водителя.

В 60-70-е годы предметные кабинеты быстро пополнялись как приобретенными, так и самодельными наглядными пособиями, техническими средствами обучения. В школах заговорили о первых новинках программного обучения. Члены физико-технического кружка изготовили комплект перфокарт и создали машину для проверки знаний учащихся. Подобные примеры можно приводить и дальше. Эффективность подобной работы подтверждает сама жизнь. Осенью прошлого года наша школа праздновала свой 125-летний юбилей. Встреча выпускников ярко продемонстрировала, чего достигла школа за вторую половину ХХ века. Скажу только, что это был триумф физики! Первыми выступали научный сотрудник НИИ электронных машин и генерал-майор авиации (они одного выпуска). Так вот, мои выпускники вспоминали работу физико-технического кружка. До самого позднего вечера у нас нашлись темы для воспоминаний. Также много радостных минут пережила учительница математики (она же бывший директор школы) и другие ветераны школы.

Очень радуют меня успехи современного коллектива Барколабовской школы: ее директор и завуч вывели школу на лидирующие позиции в районе, устроили показательное функционирование педагогического процесса. Учителя школы - мастера педагогического дела, они работают творчески и качественно, успешно участвуют и побеждают во многих конкурсах педагогического мастерства. Их ученики являются победителями предметных олимпиад и многих конкурсов. Примечательно, что представительница школы на августовском педагогическом совещании рассказывала коллегам, как ей удается привить уважение детям к своему предмету. Очевидно, именно это главное в работе учителя - заинтересовать ребенка! Я благодарен своей судьбе за то, что мне довелось работать в школе. Мне дарят радость встречи с моими учениками. И я считаю себя счастливым человеком!

Кулешов В. Ф., ветеран педагогического труда, Быховский район, д. Залахвенье. Газета "Звязда", 2 февраля 2011 года.

Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=73680

Смотрите другие статьи по преподаванию.