Внешняя оценка «базовых знаний», или Новый формат выпускных экзаменов

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Возможность введения независимой оценки качества базового образования рассматривается сегодня в Беларуси. Об этом сообщил журналистам министр образования Сергей Маскевич.

Традиционно белорусские девятиклассники сдают после окончания обучения школьные выпускные экзамены. Но есть мнение, что для получения объективной картины экзаменовать выпускников базовой школы должны не учителя, которые обучали детей не один год, а внешние экзаменаторы — чтобы результаты государственной аттестации не зависели ни от учителя, ни от руководства школы, ни от интересов того или иного региона.

Для примера, в Российской Федерации с 2004 года проводился эксперимент по апробации государственной итоговой аттестации выпускников девятых классов в новой форме. Она предусматривает использование независимой оценки знаний — путем создания территориальных экзаменационных комиссий. Во время экзамена использовались стандартизированные измерительные материалы (тесты), разработанные на федеральном уровне, а структура экзаменационной работы была аналогична структуре Единого государственного экзамена.

До этого года российские регионы присоединялись к государственной итоговой аттестации на добровольной основе, но с 2014 года экзамен вводится уже в массовую практику. Банк заданий, который планируется вынести на государственную итоговую аттестацию, будет находиться в свободном доступе. Примерное количество заданий, которые готовятся к публикации в интернете, — около 40 тысяч...

Необходимость внедрения внешних форм оценки качества знаний на различных уровнях образования в последнее время достаточно активно обсуждается в белорусском научно-педагогическом пространстве. Более того, сейчас по заказу Министерства образования в Национальном институте образования выполняется научно-исследовательская работа, в рамках которой разрабатываются модель и механизмы внешней аттестации за базовую школу.

— Знания, компетенции, которые формируются еще на уровне базовой школы, позже наверстать будет уже невозможно, поэтому для нас качество базового образования имеет исключительное значение, — подчеркнул Сергей Маскевич.

Также в Национальном институте образования разработан проект «Оценка информационно-коммуникационной компетентности выпускников девятых классов Республики Беларусь». Его планируется провести совместно с российским Национальным фондом подготовки кадров при поддержке Центра международного сотрудничества по развитию образования (CICED).

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 20 ноября 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2013/11/22497.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.