Международное образование: какие работники нужны современному работодателю в разных странах?

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Достаточно ли современному человеку одного диплома?

Провести четыре или пять лет в ВУЗе, а затем понять, что полученное образование тебе не нужно и... пойти осваивать новую профессию... Или распределиться после учебы и в течение двух лет обязательной отработки быть обузой и своему нанимателю, и себе... Такие ситуации, к сожалению, становятся все более распространенными. Первая задача, которую ставит перед собой современная молодежь, — получить высшее образование любой ценой.

К массовому высшему образованию отношение в белорусском обществе неоднозначное. Родители, разумеется, не видят для своего ребенка будущего без соответствующего диплома. Но преподаватели ВУЗов предупреждают: усвоить программу высшей школы может далеко не каждый, а быть зачисленным в круг студентов — это только первый шаг к осуществлению мечты. О том, какие специалисты сегодня наиболее востребованы на международном рынке труда, какие требования предъявляют к потенциальным работникам работодатели, и вообще, какие знания должна давать высшая школа, рассуждали участники I международного образовательного форума «Европейское качество образования» (EQE-Forum), который прошел в Минске.


Ставка на креативность

По словам редактора раздела «Образование» британской газеты Independent Стивена Хоара, десять лет назад глава правительства Тони Блэр поставил задачу: 50 процентов выпускников школ должны получать университетское образование:

— Мотив понятен — чем больше молодых людей имеют высшее образование, тем более конкурентоспособна экономика страны. Университеты начали стремительно расширяться. Первоначально стоимость обучения составляла 3 тысячи фунтов за год, а два года назад цена выросла до 9 тысяч фунтов. Вместе с тем в 2008 году Великобритания, как и другие европейские страны, столкнулась с экономическим кризисом, и найти себе работу после окончания университета стало проблематично. Количество желающих обучаться в университетах начало уменьшаться, но и абитуриенты стали более предусмотрительными — сделали ставку на те специальности, которые позволят им найти работу после окончания учебы. Многие поняли, что разговаривать на французском или немецком языке, конечно, хорошо, но гораздо лучше быть при этом еще и специалистом в определенной области. И что университетский диплом отнюдь не гарантия того, что его обладатель обязательно найдет высокооплачиваемую работу. Поэтому многие получают дополнительное образование...

— Российский рынок труда в наибольшей степени заинтересован в специалистах с техническим образованием, но молодые люди упорно идут учиться на юристов и экономистов. Также чрезвычайно востребованы сегодня регионоведы, потому что развернуть успешный бизнес в чужой стране, не имея никакого представления о ее культуре, традициях и менталитете населения, невозможно. Одного знания языка здесь недостаточно, — поделилась своими мыслями ректор Невского института языка и культуры Марина Диброва. — Я считаю, что нужно пересмотреть требования к базовому высшему образованию — его необходимо давать всем без исключения. Английский язык уже перестал быть иностранным, а стал рабочим языком. И если человек хочет быть успешным, он должен его знать. Поэтому базовое высшее образование обязательно должно включать в себя изучение иностранного языка. Кроме того, любой специалист должен разбираться в современных технологиях, представлять картину мира, разбираться в вопросах социальной антропологии. И только после освоения этих базовых знаний можно разрабатывать индивидуальные траектории обучения.

По мнению Марины Дибровой, молодежь обязательно надо учить креативности. Большой проблемой является также и социализация молодежи:

— Чем больше времени студент проводит за компьютером, тем больше он исключен из горизонтальных связей с обществом. Сегодня хватает очень квалифицированных IТ-специалистов, которые... не умеют налаживать отношения с коллегами, выражать свои мысли, они живут в своем мире. Я считаю это серьезной угрозой для будущих поколений. Еще одно важное умение в современном мире — быстро думать и принимать решения. Несколько лет назад был проведен интересный эксперимент, который должен был выяснить, кто быстрее принимает правильные решения. В нем участвовали люди, которые регулярно попадают в экстремальные ситуации (пожарные, спасатели и т. д.), а также брокеры. Интересно, что лучший результат показали отнюдь не пожарные, а брокеры. Их специально не готовили к тому, как действовать в чрезвычайных ситуациях, зато научили быстро думать и быстро принимать решения. Поэтому социализация, креативность и умение быстро думать должны стать основой в обучении студентов.


Инвестиции в будущее

А вот, например, член-корреспондент Академии экономических наук Украины, член экспертного совета ВАК Украины Николай Жук не видит беды в том, что ВУЗы на постсоветском пространстве готовят слишком много юристов и экономистов: «Скажите, разве плохо, когда один из членов семьи разбирается в экономике и умеет управлять домашними финансами, может грамотно защитить свои интересы? При этом большую часть специалистов экономического и юридического профилей готовят частные ВУЗы или государственные, но за счет самих студентов. Государство не выделяет средства на их обучение. К тому же, на каком бы экономическом уровне развития ни находилась страна, мы все равно придем к экономике знаний. Все должны будут владеть определенными современными навыками и знаниями».

— Получая образование, человек инвестирует в свое будущее: и сколько он инвестирует, такой результат и получит, — делится своим видением ситуации первый проректор британской бизнес-школы Magna Carta Oxford Вадим Титов. — Но в белорусском обществе распространено мнение, что государство должно все давать бесплатно, в том числе и образование. А это вызывает противоположную реакцию — люди не ценят того, что им дают бесплатно, и не применяют полученные знания на практике. Это значит, что страна потратила деньги на обучение, а человек зря просидел пять лет в университетских аудиториях. А дальше начинается: второе образование, но уже на платной основе, третье...

В современном мире работодатели считают, что любой сотрудник в дополнение к базовому высшему образованию должен иметь специализированное.

— Наличия стандартного классического образования недостаточно в современном мире, — подчеркивает директор по маркетингу и бизнес-развитию ассоциации ABE Ян Фрейзер. — Сегодняшнему миру необходимы специалисты, которые понимают, что такое бизнес и как им управлять. А для этого нужен не только классический диплом, но и диплом в бизнес-сфере. Самой популярной является специализация «бизнес-менеджмент».

— Высшее образование должно тренировать прежде всего профессиональные навыки, — добавляет Вадим Титов. — В своей дистанционной школе мы разрабатываем конструктор обучения: студентам на выбор предлагается около тысячи модулей, из которых он выбирает интересные для себя. Это хорошая альтернатива белорусской высшей школе, где студентам предлагают изучать те дисциплины, которые, возможно, никогда им не понадобятся.


Пазлы или пирамиды?

— В наш университет приезжают студенты из разных стран: Польши, Австрии, Германии, Франции... И я пытаюсь понять, зачем им еще и британские модули? На что студенты мне отвечают, что работодатели ценят разностороннее образование и охотно берут на работу таких соискателей, — констатирует начальник управления международных связей Glyndwr University Business School (бизнес-школа «Глиндор университета») Ольга Эдвардс. — Мы живем в непростое время и, вместо того, чтобы усложнять жизнь, должны ее упрощать. Другими словами, мы не должны возводить пирамиды, а должны делать пазлы из легко совместимых модулей. Сегодня в высшем образовании Россия, Беларусь и Украина сами создают проблемы, которые затем и решают. Наверное, надо все-таки менять подходы к образованию. Качественное образование не будет заставлять человека думать, что с ним делать дальше, — он без проблем найдет на рынке труда свою нишу.

Вадим Титов отметил, что большинство белорусских компаний серьезно задумалось о приеме на работу специалистов, которые могут эффективно работать на международных рынках: «Если компания хочет добиться успеха, она должна вкладывать силы и средства в дополнительное профессиональное образование своих сотрудников. Сегодня крупные белорусские компании уже это понимают. Сочетание белорусского академического образования и иностранного второго высшего образования или последипломного профессионального образования — самое эффективное для специалиста. Практика показывает, что этот человек всегда будет востребован в любой стране и любой компании на любом посту».

Кстати: в Великобритании ни одна образовательная программа не утверждается до тех пор, пока ее не одобрят производство и бизнес. А может ли похвастаться такими плотными связями с заказчиками кадров белорусская высшая школа?

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 16 апреля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/04/38691.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.