Электронная карточка учащегося заменяет пропуск, деньги, билет и проездной

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Электронная карточка «дружит» с учениками, но может и родителям «пожаловаться»

Образ ученика с огромным ранцем за спиной, набитым килограммами книг и тетрадей, «ссобойками» и сменной обувью, с течением времени окончательно исчезнет, как исчезли когда-то промокашки из тетрадей, и уступит место типажу «маленького взрослого» с небольшой сумочкой, в которой будут свободно чувствовать себя планшет, мобильник и электронная карточка учащегося.

Последней, кстати, уже пользуются в 12 столичных и 6 гомельских средних учебных заведениях, присоединенных к программе «Электронная школа». Ожидается, что в сентябре в Минске еще три школы станут «электронно подкованными».


Четыре в одном

Карточка учащегося — это самая настоящая карточка Беларусбанка, которая бесплатно «привязывается» к счету одного из родителей. На ней размещено фото ученика и его идентификационный номер. Это одновременно и пропуск в школу, и читательский билет, и средство оплаты, и проездной в транспорте.

— Электронная карточка учащегося задумывалась прежде всего ради безопасности детей, а также формирования у них финансовой грамотности и культуры. Кроме того, это помогает воспитанию самостоятельности и ответственности, — отметила Наталья Соколова, начальник Центра информационных ресурсов системы регионального образования Минского городского института развития образования. — Удобно это и для персонала школы — по данным пропуска сразу видно, кто присутствует, на сколько человек накрывать столы к обеду.

С помощью карточки ученики проходят не только в школу, но и в компьютерный класс или лингафонный кабинет — по данным пропуска ему определяется место в кабинете. В библиотеке по электронному каталогу ученик выбирает нужные ему книги, опять же по карточке заказывает все необходимое — и никаких тебе бумажных формуляров.

Чтобы подтвердить право на бесплатный проезд, школьнику достаточно показать карточку вместо соответствующей бумажки. Однако в перспективе планируется придать ей возможность «отбиваться» на валидаторе.

электронная карточка учащегося в Минске

Пожалуй, самая интересная функция карточки — оплата буфетных сладостей: когда дети не просто покупают то, что выбрали, но еще и ПИН вводят. Комплексное же «горячее» питание родители оплачивают отдельно.

— Надо добавить, что возможности карточки не во всех школах реализуются на 100% — где-то в электронный каталог не внесены библиотечные книги, где-то не хватает компьютерного оборудования, но это уже отдельные моменты неполного технического наполнения учреждения образования, — отмечает Татьяна Янушкевич, проректор Минского городского института развития образования. — Другое дело — убедить родителей, что наличие карточки — это, прежде всего, безопасность детей и удобство. Некоторые родители сначала отказываются по каким-то своим соображениям, но если их Саша или Маша, вернувшись из школы, будут рассказывать, как удобно стало их одноклассникам, то, думаю, со временем все перейдут на карточки.


Наличные деньги в школе не нужны

«Горячее» комплексное питание родители оплачивают авансом, при этом срок они определяют сами: месяц, неделя или даже несколько дней. Возможность оплатить «детскую еду», введя номер карточки ученика в специальную графу, создана сейчас в любом инфокиоске Беларусбанка. Однако эта услуга доступна только для тех родителей школьников, учреждения которых подключены к системе «Электронная школа». Для остальных по-прежнему расчет происходит с помощью бумажных денег. При отсутствии ученика в школе делается перерасчет.

— Деньги на горячее питание не находятся как наличность на карточке ребенка, а автоматически списываются с оплаченного родителями счета во время каждого принятия пищи, — пояснила Наталья Соколова. — Это сделано специально, чтобы не пользоваться каждый раз пропуском, так как иначе возникли бы такие очереди, что ученики просто не успевали бы обедать.

Прогульщики перевелись

Некоторые практические моменты пользования карточкой обозначила Галина Черник, директор столичной средней школы № 51, где проект апробируется уже два года.

— Если карточка осталась дома, ученика пустят в школу, после чего он должен предупредить об этом дежурного администратора, который подрегулирует базу данных, чтобы учащийся не остался без обеда и не считался прогульщиком.

Пропуск дисциплинирует детей не прогуливать и приходить без опозданий, иначе родители сразу получат СМС и малыша дома будут ждать разборки... А кому этого захочется? Услуга уведомления у мобильных операторов платная, и родители заказывают ее по желанию, а не по обязанности.

Пока идут уроки, мы предпочитаем, чтобы дети не выходили во двор даже на большой перемене — у нас достаточно оборудования для отдыха и внутри здания. Таким образом решается и вопрос борьбы с курением старшеклассников.

Несмотря на, казалось бы, жесткую систему контроля, ученикам очень нравится быть «взрослыми», и они быстро привыкают. Когда мы только начинали пользоваться карточками, в буфете дети стояли в очереди и у каждого в руках была бумажка с пин-кодом. Через несколько дней заметила, что детки младших классов справляются уже без нее, а старшие все еще для напоминания держат. Так что дети с детства прекрасно адаптируются к новой системе и это не вызывает никаких трудностей.


Родителям вход воспрещен!

Вход в школу с введением карточек поднял на новый уровень вопрос безопасности, и попасть в учреждение чужому сейчас почти невозможно: оно или закрыто на замок сразу на входе, или у турникета находится бдительный сторож. Чтобы войти, например, родителям, им нужно звать дежурного, расписываться в журнале, указывать цель прихода, вызвать ребенка... На такое осмелишься только в случае крайней нужды.

— Карточки для родителей по проекту сразу не предусматривались, это не нужно. Если срочно нужно что-то передать, пожалуйста, обращайтесь к вахтеру, — добавляет Татьяна Янушкевич. — Я наблюдала, как эта система работает в Москве. Там родители ждут детей, стоя за турникетом, ни один не норовит пройти за него и это воспринимается нормально.

Учителя также пользуются карточками — здесь нет фото и фамилий, но отмечается время прихода и выхода с работы, так что им категорически не рекомендуется забывать карточку, чтобы потом не доказывать собственное наличие на рабочем месте.


Учитель будет учить по-другому

С развитием технических средств меняется и отношение к ним. В школах уже не смотрят с укором на мобильники первоклашек, а разрабатывают систему, согласно которой есть отведенное на разговоры время.

— Мы уже идем к тому, что скоро индивидуальные устройства также станут средством обучения. Те же планшеты и мобильные телефоны. Я помню, что каких-то 50 лет назад писала пером со звездочкой, и для нас это было нормально. На него надо было нажимать, чтобы почерк был красивый, и я так нажала однажды, что черточка чуть не 5?миллиметров шириной получилась, после чего я промокашкой растерла это так, что весь лист посинел. Сейчас же у школьников есть доступ к интернет-ресурсам, и ими надо уметь пользоваться для личного развития и образования, — рассказала проректор. — Роль учителя также изменится — он уже не будет простым передатчиком знаний, а станет своеобразным координатором и консультантом, способным научить детей самостоятельно находить нужную информацию, исследовать ее и пользоваться ею. Так что меняется уже сама суть процесса обучения.


Безопасность — не ради моды

При желании любое учебное заведение республики может присоединиться к программе «Электронная школа», не дожидаясь очереди и бюджетных средств, были бы деньги на совершенствование инфраструктуры школы с соответствующим материально-техническим оборудованием. Так, в Гомельской области около десятка школ уже присоединились к проекту.

За средства бюджета, родителей и спонсоров некоторые школы в Гомеле, Мозыре и Калинковичах повысили свой статус и по безопасности, и по уровню образования.

— Мы полностью поддерживаем новые начинания, но не требуем форсировать события. Каждый директор школы действует по возможности и необходимости, а не ради моды, — отметил Сергей Порошин, начальник управления образования Гомельского облисполкома. — Например, в микрорайоне Новобелица в Гомеле в школе №73 ввели систему пропусков, так как учреждение находится в лесном массиве. Для села, кстати, это не очень актуально, так как там в школах, во-первых, не так много детей, а во-вторых, все знают друг друга и безопасность контролируется непосредственно самими людьми.

Региональный пилотный проект «Апробация модели управляемого развития образовательных услуг для формирования и стимулирования самообразовательной деятельности учащихся средствами информационно-коммуникационных технологий» реализуется в Минске с сентября 2013 года благодаря усилиям Беларусбанка, девяти комбинатов школьного питания, Главного управления потребительского рынка, учреждений образования, Комитета по образованию, Центра систем идентификации НАН Беларуси, Мингорисполкома.

Ирина Сидорок. Газета «Звязда», 18 августа 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/08/96593.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.