Сокращение летних каникул и увеличение школьной программы с точки зрения белорусских медиков

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Что нужно добавлять в школьную программу в первую очередь? Как медики относятся к намерению Министерства образования сократить летние каникулы? Эти вопросы были адресованы специалистам РНПЦ «Мать и дитя» и РНПЦ гигиены, которые встретились с журналистами в Национальном пресс-центре.

— Я выскажу свою личную позицию. Возможно, нет ничего плохого в том, что учебный год будет продлен на месяц, но продление учебного года обязательно должно сопровождаться уменьшением ежедневных учебных нагрузок в школе и перераспределением учебной нагрузки в течение учебного года, так как иначе никакого смысла в таких реформах я не вижу, — поделилась своим мнением по поднятой проблеме ведущий научный сотрудник лаборатории проблем здоровья детей и подростков РНПЦ «Мать и дитя» Ирина Митрошенко. — Школьнику для отдыха нужно обязательно два выходных в неделю, так как только за одно воскресенье восстановиться невозможно, и самое меньшее — два месяца летних каникул. Также считаю, что сокращение рабочего дня школьника не должно сводиться к тому, что после трех-четырех уроков ребенок отправится домой. Для детей в школах должны быть созданы возможности для занятий по интересам или занятий физической культурой.

К сожалению, сегодня от гиподинамии страдают не только взрослые, но и дети школьного возраста. Недостаточная двигательная активность не удовлетворяет биологические потребности растущего ребенка, и, как следствие, организм ребенка не насыщается как следует кислородом. Проблему дефицита двигательной активности детей не могут решить и школьные уроки физкультуры, поскольку один урок удовлетворяет потребность ребенка в двигательной активности лишь на 11%. Поэтому, выбирая между добавлением в расписание школьных уроков тех или иных дисциплин, медики, безусловно, сделают свой выбор в пользу еще одного часа физической культуры.

— Но ни третий, ни четвертый урок физкультуры, которые появятся в школьном расписании, пользы детям не принесут, если не будут изменены подходы к проведению уроков, — подчеркнула Ирина Митрошенко. — Мы не зря спорили с представителями Министерства спорта, доказывая им, что уроки физической культуры должны носить в большей степени оздоровительный и игровой характер. На первый план ни в коем случае не должны выходить спортивные достижения учеников и сдача нормативов. Физкультура — это не спорт. Возможно, что при таком подходе и дети будут охотнее посещать уроки физкультуры, а не выдумывать себе болезни, чтобы была удобная причина пропустить нелюбимый урок.

По словам и.о. заведующей лабораторией гигиены детей и подростков РНПЦ гигиены Инессы Жуковской, среди детей школьного возраста (от 7 до 17 лет) только четверть имеют первую группу здоровья и могут считать себя здоровыми, а среди выпускников хронические заболевания имеет каждый второй-третий школьник. Этот показатель варьируется в различных учреждениях образования: хроническая заболеваемость ниже среди выпускников сельских школ и выше среди горожан, особенно среди воспитанников учебных заведений нового типа — лицеистов и гимназистов. За время обучения в школе в шесть раз увеличивается первичная заболеваемость детей заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Вообще заболевания органов пищеварения занимают первое место в структуре хронической патологии школьников (12,9%).

Серьезно страдает за годы обучения у школьников и зрение: если в шестилетнем возрасте нарушения зрения диагностируются у 6% детей, то в подростковом такие нарушения наблюдаются уже втрое чаще.

Год назад, когда в стране был начат эксперимент по внедрению в школе нетбуков и электронных планшетов, все всерьез опасались, что он может самым негативным образом сказаться на здоровье детей.

— Минздрав осуществляет медико-гигиеническое сопровождение эксперимента, и пока что мы не наблюдаем никаких негативных моментов, — сообщила Инесса Жуковская. — Время, в течение которого разрешается использовать на уроке нетбук, жестко регламентируется — не более 15 минут. А вот сколько времени ребенок проводит за компьютером дома, не знают даже его родители. В ходе анкетирования детей выяснилось, что дома школьники, особенно старшеклассники, проводят за компьютерами и электронными книгами не менее 3 часов в день. Причем это средний показатель, а некоторые школьники проводят за электронными средствами обучения и 5, и 6 часов ежедневно. Поэтому дети теряют свое зрение не только в школе, но и дома.

По мнению Инны Жуковской, в использовании на уроках электронных средств обучения есть очевидные плюсы: с их помощью можно сделать урок более разнообразным, визуализировать учебный материал. У детей на таких уроках улучшается психоэмоциональное состояние, усиливается интерес и мотивация к обучению. Но электронная книга — это не обычный учебник, который можно полистать, вернуться назад, что-то важное подчеркнуть. Механизм восприятия здесь совсем другой. И даже школьники признают, что усваивать учебный материал с помощью ридера сложнее. Поэтому по этой причине нигде в мире не отказались полностью от традиционных учебников в пользу электронных книг или электронных планшетов. Обычный бумажный учебник более физиологичен для ребенка. Следует иметь также в виду, что чтение книг не только тренирует зрительную память, но и способствует развитию у детей грамотности, чего совсем не скажешь о компьютере.

Возможно, родителям школьников будет полезно узнать, что существуют гигиенические нормативы, регламентирующие время выполнения домашних заданий. Так, первоклассники и ученики вторых классов должны справляться с домашними заданиями не более чем за час, в третьем и четвертом классе на домашнюю работу отводится 1,5 часа, в средних классах — 2-2,5 часа, а в старших — от 3 до 3,5 часов. Это максимально допустимые нагрузки. Меньше — можно, а вот больше — нельзя без ущерба для здоровья. А что делать, если ребенок вынужден дополнительно заниматься и с репетиторами?

— Я уверена, что родителям нужно делать выбор между здоровьем детей и стремлением дать им образование любой ценой, — подчеркнула Ирина Митрошенко. — Они не должны предъявлять к своему ребенку завышенные требования. И должны адекватно оценивать возможности своих детей.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 14 сентября 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=103003&idate=2012-09-14

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.