Дистанционное образование в Беларуси: от фантазии к реальности

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Может ли дистанционное обучение давать полноценную подготовку специалистов? Способствует ли получение знаний на расстоянии социализации лиц с ограниченными возможностями? На какой степени находится развитие такого образования в Беларуси и какие оно имеет перспективы? Об этом ученые, педагоги и родители общались во время «круглого стола», посвященного дистанционному обучению молодежи с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дискуссия между участниками разгорелась не на шутку...


Польза или вред?

Впрочем, разговор не ограничивался только обучением лиц с физической или интеллектуальной недостаточностью, а касался дистанционного образования для всех. Преимущества такого обучения, по мнению методиста Минского городского института развития образования Елены Емельяновой, заключаются в повышении мотивации к учебе (ведь работа идет непосредственно с компьютером, что всегда интересно детям), а значит, и эффективности и качеству учебного процесса.

Но, как считает заведующая сектором научно-методического обеспечения профессионального образования лиц с особенностями психофизического развития Республиканского института профессионального образования Елена Фалевич, одна из проблем дистанционного обучения и заключается в этой самой мотивации.

— В качестве эксперимента мы искали детей в Гродненской области. К каждому буквально постучались в дверь и не нашли ни одного человека, который бы хотел дистанционно учиться, например, на оператора ЭВМ. Родители хотят, чтобы к ребенку приходил преподаватель и общался с ним непосредственно, так как он и так изолирован от общества.

Кроме того, по словам Елены Фалевич, не все родители могут обеспечить своих детей техническими средствами для дистанционного обучения, оплатить тот же интернет. Вопрос о том, кто должен устанавливать необходимое программное обеспечение, остается открытым, потому что нормативно-правовая база в этой сфере отсутствует.

Почему в Кодексе об образовании до сих пор нет понятия «дистанционное обучение», ответила ведущий научный сотрудник лаборатории специального образования Национального института образования Татьяна Лисовская. По ее словам, главная цель специального образования — социализация и интеграция человека с особенностями в общество, а обучение на дистанции этого не обеспечивает. Помимо того, чтобы полноценно усваивать знания, у ребенка должно быть сформировано внимание и некоторые другие способности, поэтому, как свидетельствуют исследования ученых из Санкт-Петербурга, процесс дистанционного обучения возможен только с 12 лет.


Девайсы — в помощь!

Но при грамотном применении технологий дистанционного обучения проблем с социализацией возникнуть не должно, уверена преподаватель, создатель международного проекта дистанционного обучения e-learning.by, мать двоих сыновей Елена Локтева.

«Мы сегодня говорим о том, что дистанционное обучение должно войти в каждый дом. Но оно давно уже там» — убеждена эксперт. По ее мнению, со стремительным развитием технологий учебный процесс перестал вращаться вокруг учителя или предмета, а начал концентрироваться вокруг ученика. Так называемую «персональную среду обучения» создают социальные сети, мобильные устройства; пусть и самых простых моделей, они являются сильным инструментом обучения. И теперь детей надо учить не конкретным знаниям, а давать навыки работы с тем объемом информации, который на них сваливается.

Тот же мобильный телефон многие учителя считают врагом номер один для школьника, но его можно превратить в друга и использовать для обучения — кстати, во всем мире этот опыт уже применяется на практике.

Технологии и «всемирная паутина» могут облегчить жизнь не только учащимся, но и преподавателям. Как свидетельствует статистика, 56% информации при подготовке к уроку современный учитель берет из интернета. Обучая дистанционно, он может не хранить большое количество документов и файлов на своем компьютере, а без преград набрать их из так называемых «облачных сервисов», где они находятся постоянно в открытом доступе. К тому же это поможет регулировать нагрузку на педагогов, которые готовятся к занятиям. Учитель затрачивает время каждый раз, когда готовится к уроку. При виртуальном обучении достаточно лишь однажды затратить время на организацию виртуальной среды, которую в дальнейшем будут поддерживать и наполнять сами ученики. При помощи интернета можно создавать интерактивные тесты и тренажеры. Да даже в любимой подростками социальной сети «ВКонтакте» учитель может создать сообщество и преподавать в нем учебные материалы и задания для своих учеников. Важный положительный момент: в интернете можно проводить онлайн-обсуждения и консультации между учителями и учениками в любое время.


Учиться играючи

Елена Локтева представила коллегам несколько систем дистанционного получения знаний. Одна из них называется «перевернутый класс» и заключается в том, что учитель не объясняет материал на уроке, а записывает его и предлагает всем учащимся для самостоятельного просмотра. А время урока используется не на изучение материала, а на непосредственное применение знаний, с которыми ученики ознакомились самостоятельно. Как считает Елена Локтева, при таком подходе у детей активизируется мотивация к обучению: они знают, что на уроке обязательно будут задействованы в работе с новым материалом непосредственно в команде, поэтому не могут не подготовиться.

А еще учиться можно... углубляясь в виртуальный мир. В российских, украинских, казахских, прибалтийских университетах уже создаются их виртуальные представительства, отражающие свои реальные «прототипы». Есть российская разработка, которая называется «Виртуальная академия», где при помощи своего собственного аватара любой ребенок стать причастным к обучению медиков с реальными ситуациями. И такую систему можно смоделировать под любое окружение. Например, на занятиях по истории аватары для учеников можно «одеть» в костюмы определенной эпохи и по ролям разыграть события какого-либо исторического события.

Как ввести в школьную среду систему дистанционного обучения и кто научит учителей с ней работать? Ситуация на самом деле не такая сложная, как кажется. Безусловно, есть сервисы, требующие от учителей дополнительных знаний. Но во многих случаях, чтобы организовать учебный процесс дистанционно, необязательно прибегать к сложным схемам. Достаточно иметь подключение к интернету и устройство, которое бы его поддерживало — компьютер, планшет или просто мобильный телефон. Почти все дети и тем более учителя владеют навыками работы с гаджетами, поэтому особой подготовки и затрат такая система обучения не требует.


Эксперименты продолжаются...

Теперь возможности для альтернативного обучения, хотя и на экспериментальном уровне, но вводятся в систему получения знаний. Например, за два последних года специалисты Национального института образования создали электронные учебно-методические комплексы по всем предметам и ступеням образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Помимо них, был создан контрольно-диагностический модуль (пока только для учащихся выпускных классов), который уже получил положительные отзывы. А с сентября 2013 года в качестве эксперимента на 1 год в четырех белорусских школах открыты электронные учебно-методические комплексы для учителей. По предварительным отзывам, они также зарекомендовали себя успешно.

Родители хотят, чтобы к ребенку приходил преподаватель и общался с ним непосредственно, так как он и так изолирован от общества.

Непосредственной же подготовкой педагогов для дистанционной передачи знаний занимается Минский городской институт развития образования, обучение в котором прошли уже более 650 минских преподавателей. Для них организуют курсы повышения квалификации, в том числе подготовки IТ-тьюторов. Сами учителя создают интернет-олимпиады по предметам, интернет-проекты и городские конкурсы для учащихся.

Таким образом, пока дистанционное образование в Беларуси находится на экспериментальном этапе. Участники беседы сошлись на том, что такое обучение может существовать в качестве дополнительного, но не основного. В то же время, какой бы совершенной ни была система, роль преподавателя еще никто не отменял. И именно от умения учителя заинтересовать учеников своим предметом зависит полнота и качество усвоенных ребенком знаний.

Диана Середюк. Газета «Звязда», 1 апреля 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/04/37300.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.