Ступени и номенклатуру специальностей высшего образования обсуждали на международной конференции в БГУИР

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Требуются инициативные, креативные, ответственные, но запись в дипломе отнюдь не гарантирует профессиональную компетентность специалиста

Как найти на рынке труда нишу для обладателей дипломов магистров? Как ликвидировать разрыв между предложением образовательных услуг и спросом на них и не допустить падения качества высшего образования? Ответы на эти вопросы искали участники международной научно-практической конференции «Высшее техническое образование: проблемы и пути развития», которая прошла на базе БГУИР и собрала более 400 специалистов из Беларуси, Украины, России, Словакии, Туркменистана и США.


Что за броским названием?

На сегодня номенклатура специальностей I ступени высшего образования включает в нашей стране 384 наименования, а количество специализаций и вообще доходит до 717.

— Перечень специальностей постоянно растет при ежегодном уменьшении количества абитуриентов. Но растет ли при этом разнообразие видов экономической деятельности? Такие исследования у нас не выполнялись, хотя они крайне необходимы, — делится своим мнением начальник Центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент Ольга Олекс. — С 2002 года, когда был введен общегосударственный классификатор Республики Беларусь «Специальности и классификации», количество специальностей в системе одноступенчатого высшего образования возрастало незначительно (от 0,5 до 3% в год) и, что главное, закономерно — по мере роста потребностей экономики страны и возможностей ВУЗов. Например, подготовку военных специалистов по ряду традиционных для российских высших учебных заведений специальностей начала Военная академия Республики Беларусь.

Актуальным вопрос о количестве специальностей I ступени высшего образования стал в результате перехода на две ступени подготовки специалистов с высшим образованием, когда все специальности одноступенчатой высшей школы автоматически отнесены к I ступени высшего образования. Одновременно стали появляться и специальности магистратуры — теперь в классификатор внесено уже 319 специальностей магистратуры.

Прыжки происходили дважды: в 2012 году — в сторону уменьшения (на 7% в связи с пересмотром педагогических специальностей), и в 2013 году — в сторону увеличения (на 8% в связи с сокращением сроков обучения на первой ступени). Интерес к количеству специальностей возрос и в связи с тем, что рейтинг ВУЗов напрямую зависит от количества открытых в учреждении образования специальностей.

— Разнообразие содержания высшего образования, к которому стремятся высшие учебные заведения, выражается в разнообразии наименований специальностей. Однако за многими привлекательными и броскими названиями в ряде случаев сложно рассмотреть виды экономической деятельности, в которые «вольются» будущие специалисты, — подчеркивает Ольга Олекс.

Кроме того, учреждения образования довольно часто стремятся сохранять и морально устаревшие специальности. Во-первых, есть потребность в кадрах соответствующих квалификаций со стороны отдельных организаций, а во-вторых, это дает возможность сохранить учебную нагрузку и профессорско-преподавательский состав, занятый в подготовке соответствующих специалистов. Поэтому требуется ревизия специальностей всех уровней и ступеней образования, в том числе и среднего специального. Целесообразно перейти от красивых и причудливых наименований к коротким и емким наименованиям специальностей, которые будут отражать виды экономической деятельности.


Сформулируйте требования

Нужно проанализировать и систему квалификаций. В ряде случаев сложно ответить на вопрос, что скрыто за наименованием квалификации. Например, работодателю (управлению внутренних дел) непонятно, кто такой «Инженер-системотехник» по специальности «Системы автоматизированного проектирования», в рамках которой была присвоена эта квалификация. Сейчас аналога такой специальности нет, и квалификация приобрела несколько иное содержание. Или другой пример — квалификация «Экономист». Чем отличаются одноименные квалификации на уровне среднего специального и высшего образования?

По мнению Ольги Олекс, нужно пересмотреть понятие «Квалификация», установить номенклатуру квалификаций по уровням и ступеням образования, разработать и утвердить квалификационные требования, предъявляемые к каждой квалификации, включая требования к их присвоению.

проблемы высшего технического образования в Беларуси

Более активной должна стать и кадровая политика работодателей. Многие наниматели привыкли ориентироваться на записи в дипломах, а не на оценку возможностей молодого специалиста.

«Более того, многие работодатели даже не могут сформулировать свои требования к специалистам. Для сближения возможностей образования с потребностями рынка труда требуется независимая и некоммерческая организация, которая бы занималась маркетинговыми исследованиями на рынке труда, — подчеркнула Ольга Олекс. — Инициатива о ее создании была озвучена еще два года назад...»

Министерство труда и социальной защиты совместно с Министерством образования и Академией управления занимаются сейчас совершенствованием национальной системы квалификаций. Планируется создание сертификационных центров, которые будут выдавать сертификаты людям, сдавшим определенный минимум. Предполагается, что не имея инженерного образования, человек сможет получить сертификат инженера.

— Надеемся, что процесс совершенствования национальной системы квалификаций завершится повышением качества образования и профессиональной компетентности лиц, занятых в экономике страны. При этом будут разработаны и введены в действие профессионально-квалификационные стандарты, определены все виды (разновидности) квалификаций и возможности их применения по уровням и ступеням образования, — добавила Ольга Олекс.


Образование с ориентацией на рынок

В связи с курсом на присоединение Беларуси к общеевропейскому образовательному пространству в поправках, подготовленных в Кодекс «Об образовании», предусматривается введение в высшей школе бакалавриата. Бакалавриат фактически займет место нынешней I ступени высшей школы, которая хорошо понятна нанимателям. Поэтому узнаваемость дипломом бакалавров в будущем обеспечена, чего не скажешь о дипломах магистров. Магистратура была введена как надстройка над традиционным высшим образованием, и в чем заключается преимущество обладателей дипломов магистров перед специалистами, нанимателям пока не ясно.

— Содержание образовательных программ на первой и второй ступени высшей школы необходимо пересмотреть и актуализировать, что связано прежде всего с необходимостью определения статуса магистров и повышения их востребованности на рынке труда, — считает начальник нормативно-методического центра высшей школы РИВШ, кандидат физико-математических наук, доцент Светлана Артемьева. — Степень ориентированности образовательных программ на рынок труда является ключевым показателем эффективности высшего образования и качества подготовки. ВУЗы должны иметь возможность адекватно реагировать на изменения структуры рынка труда, что в существенной степени зависит от академической автономности ВУЗов и возможности оперативного внесения соответствующих изменений в образовательные программы. Вопрос расширения прав и ответственности учреждений высшего образования — чрезвычайно актуальный...

Что касается количества специальностей магистратуры, то, по мнению специалистов, следует пересмотреть этот перечень в сторону укрупнения специальностей.


Инженер — профессия творческая

Поскольку наша страна является экспортно ориентированной, то для Беларуси техническое образование имеет исключительно важное значение. Потребность в высококвалифицированных специалистах растет, а требования к знаниям и профессиональным навыкам становятся все более жесткими. К счастью, в последние годы возвращается интерес со стороны белорусской молодежи к высшему техническому образованию. Однако опыт свидетельствует, что абитуриенты технических ВУЗов менее информированы о выбранной специальности, чем нацеленные на поступление в медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие ВУЗы. Они не могут оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности. К тому же и успехи инженеров известны не так широко, как, например, представителей творческих профессий (актеров, музыкантов, журналистов и т.д.), поэтому значительное количество абитуриентов технических ВУЗов имеет весьма отдаленное представление о будущей профессии.

В то же время если молодой человек в школьные годы увлекался техническим творчеством, то при поступлении в ВУЗ он уже сознательно выбирает специальность, чтобы получить полноценные знания. Как правило, такие молодые люди продолжают заниматься научно-техническим творчеством и научными исследованиями на новом, более высоком уровне. Поэтому на конференции прозвучало предложение предоставить учащимся, которые хорошо проявили себя в техническом творчестве, возможность для поступления в ВУЗы вне конкурса. Сейчас конкурсов в сфере технического творчества, по статусу приравненных к олимпиадам школьников, в Беларуси нет, поэтому необходима официальная республиканская система мероприятий в области научно-технического творчества учащихся, которая бы позволила призерам поступать в любой технический ВУЗ на льготных условиях. В качестве положительного примера приводился Республиканский конкурс научно-технического творчества «Техноинтеллект», который проходит на базе БНТУ и дает возможность молодежи реализовать себя в самых разных сферах науки и техники.


Чему учить и как учить?

Еще одна проблема — дефицит в ВУЗах преподавателей с новым уровнем мышления. Один из факторов, который влияет на качество образования, — это, как ни странно, возраст. Сегодня в ВУЗах работают или преподаватели-пенсионеры, или преподаватели, которые совсем недавно сами получили высшее образование. В первом случае педагоги уже не хотят что-либо менять, упорно игнорируют современные тенденции и продолжают учить так, как и 20 лет назад. А во втором случае чувствуется отсутствие как преподавательского, так и профессионального опыта и «сырость» собственных знаний.

Беларуси, как воздух, требуются люди, способные создавать инновационные продукты и технологии, и руководители, способные их внедрять. Однако у некоторых из участников конференции есть сомнения относительно того, сможет ли молодой человек, которого и в школе, и в ВУЗе учили решать тесты, выбирая правильный ответ из пяти предложенных, придумать инновационное решение? И сможет ли выпускник высшей школы, который все годы обучения был вынужден решать придуманные педагогами виртуальные задачи, внедрить свои решения в реальных условиях?

Надежда Николаева. Фото Анатолия Клещука. Газета «Звязда», 6 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/63538.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.