«Финансовая подушка безопасности» для школ-участников эксперимента с финансированием

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

С 1 января 2013 года в Беларуси планируется запустить эксперимент по внедрению новой системы финансирования учреждений образования. Информация о том, что действующая система оплаты труда может измениться, не на шутку взволновала школьных учителей. Нельзя сказать, чтобы педагоги были удовлетворены нынешними своими зарплатами, однако почему-то все уверены, что изменения вряд ли будут в лучшую сторону. Поэтому совсем не случайно под первым пунктом на повестке дня пленума Белорусского профсоюза работников образования и науки значилась подготовка к проведению эксперимента.

- Сегодня в России действуют три модели отраслевой системы оплаты труда – «базовый оклад», «все включено» и «ученический час», - поделился выводами, сделанными по итогам изучения опыта соседей, председатель ЦК отраслевого профсоюза Александр Бойко. - Наши коллеги являются сторонниками первой модели, которая реализуется в 47 субъектах Российской Федерации. - Эта система оплаты труда построена таким образом, что за 18 уроков в неделю устанавливается минимальный базовый оклад, особенности же работы учителей учитываются с помощью повышающих коэффициентов. Дополнительная работа, возлагаемая на учителей с их согласия (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, учебно-опытными участками и т.д.) оплачивается дополнительно, с применением различных механизмов в пределах средств, имеющихся у образовательного учреждения. Размеры доплат определяются в рублях, процентах и через коэффициенты.

«Ученический час» используется в качестве эксперимента, превращая школы в одну большую бухгалтерию. По завершении эксперимента соответствующие регионы планируют от нее отказаться. Отказались они и от системы «все включено» - своеобразного решения штатно-окладной системы.

По мнению членов рабочей группы ЦК по изучению возможного перехода на другую систему оплаты труда, новая система финансирования, действующая в Российской Федерации, имеет ряд недостатков.

- Безусловно, в Москве ситуация выглядит привлекательно, поскольку в российской столице есть реальные средства для поддержки работников образования. И новая система вводилась там с существенным увеличением финансирования, - подчеркнул Александр Бойко. - Европейский опыт свидетельствует, что переход на ту же штатно-окладную систему сопровождался там увеличением уровня заработной платы педагогических работников более чем в 1,5 раза и введением дополнительных бонусов. Поэтому, по нашему мнению, переход на штатно-окладную систему оплаты труда без дополнительного финансирования приведет только к снижению стоимости урока. А это фактически новая реформа в системе образования, от которых мы, кажется, уже отказались.

Опять-таки обращаясь к опыту наших соседей, надо отметить, что приобретение там школами финансовой самостоятельности повлекло ряд негативных моментов, связанных с прямым применением к системе образования законов рыночной экономики. При новой системе финансирования выиграют школы крупных городов, наиболее известные гимназии и лицеи. Подушевой норматив значительно отличается в зависимости от региона, типа учреждения, их географии и наполняемости. Он может быть разным даже в рамках одного региона, где может действовать одновременно до 70 нормативов! Еще один очевидный минус - в России активизировалась ликвидация малокомплектных школ, оптимизация сети учреждений образования. Следствием этого процесса стало сокращение работников отрасли, прежде всего заместителей руководителей учреждений, учителей химии, физики, воспитателей групп продленного дня, психологов, социальных педагогов, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Во многих российских регионах вообще отказались от групп продленного дня. Их создание было включено в норматив, как и повышение педагогами квалификации.

 

«Семь раз отмерь...»

По мнению председателя Минской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки Николая Башко, система оплаты труда, действующая сегодня в Беларуси, хоть и не совершенна, но далеко не самая плохая. Эта система стимулирует педагогов к повышению квалификационной категории, она социально ориентированная (поддерживает педагогов, работающих в сельской местности), хотя и не высокая. В текущем году за январь-апрель у педработников она составила 77,7% от средней заработной платы в промышленности. И если основную часть работников системы дошкольного и общего среднего образования волнует, когда начнется поэтапное повышение заработной платы, то специалистов, которые за это отвечают, волнует, какой механизм совершенствования оплаты будет определен.

- Внутренние источники повышения заработной платы за счет реорганизации сети учреждений образования малоэффективны и могут привести к негативным социальным последствиям, - предупредил Николай Башко. - Для примера, в Минской области за период с 2005 года было ликвидировано 187 школ, или 25% от общего числа. На 15% сократилось количество учителей-предметников и почти на 30% - количество учащихся общеобразовательных школ. Решать вопрос с трудоустройством педагогов ликвидированных школ становится все более проблематично. Так, на встрече с педагогами одной из школ, которая закрывается в этом году, пришлось услышать слова отчаяния из уст учителя с почти 25-летним стажем работы: «Неужели я заслуживаю найти применение своим силам только в качестве доярки?»

Работники Минского и Витебского обкомов профсоюза также выезжали в Россию для изучения системы оплаты труда педагогических работников Смоленской области. В соответствии с законом Смоленской области, на Смоленщине региональные нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности государственных учреждений образования утверждаются в зависимости от типа учреждения (для городских образовательных учреждений, сельских, общеобразовательных школ-интернатов, школ-интернатов для детей-сирот и детей-сирот, оставшихся без родительской опеки, санаторных школ-интернатов и так далее). Нормативы включают в себя расходы по оплате труда работников вышеназванных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов). Эти нормативы не утверждаются для сельских малокомплектных учреждений с количеством учащихся до 100. Стоит отметить, что за последние годы при поддержке руководства области малокомплектные сельские школы на Смоленщине не закрывались. А в соседней Псковской области за короткое время закрылось около 200 общеобразовательных учреждений.

Расчет региональных нормативов на одного учащегося в год осуществляется по каждому муниципальному образованию Смоленской области. При этом учитывается предполагаемый рост заработной платы и коэффициент повышения расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды. Нормативы не являются научно обоснованными, их размер утверждается, исходя из возможностей бюджета, и методика их расчета аналогична расчету государственных социальных стандартов в области образования в Беларуси.

- По мнению педагогов и профсоюзного актива Смоленской области, переход на подушевое финансирование образовательных учреждений не является целесообразным. Он приведет к заинтересованности учреждений в переполненных классах, к незаполненным вакансиям, сдерживанию процесса получения педработниками более высоких категорий и других негативных последствий. Поэтому полагаю, что в этой ситуации нужно руководствоваться народной мудростью: «Семь раз отмерь - один раз отрежь», - добавил Николай Башко.

 

Будут ли экспериментировать над сельскими школами?

Начальник управления социально-экономического развития Министерства образования Ирина Бебех озвучила предварительные выводы рабочей группы по изучению вопросов возможного перехода на другую систему оплаты труда педагогических работников, работающих при Министерстве образования. В эту группу вошли не только представители Министерства образования, но и министерств финансов, труда и социальной защиты, работники аппарата Совета Министров, Гомельского и Гродненского облисполкомов, Минского горисполкома и ЦК Белорусского профсоюза работников образования и науки.

- Естественно, всех волнует, насколько быстро будет внедряться новый механизм финансирования, поэтому хочу всех успокоить: мы прекрасно понимаем, насколько это ответственный шаг, - сообщила Ирина Бебех. - Понимаем также, что нельзя слепо копировать чужой опыт. Вообще наша страна - особая, с традиционно сильной социальной поддержкой. По предварительному решению рабочей группы, норматив будет одинаков для всех 23 учреждений образования, задействованных в эксперименте, независимо от региона. Решено, что участвовать в эксперименте будут двенадцать столичных учреждений образования, шесть гродненских и пять гомельских школ. В утвержденный норматив не будут входить расходы на капитальный, текущий ремонт, на приобретение оборудования, коммунальные расходы и расходы на питание учащихся. Основную же часть норматива (от 90 до 96%) будут составлять расходы на заработную плату. Как мы рассуждали? Независимо от того, сколько в школе будет обучаться детей (500 или 1,5 тысячи), здание школы все равно надо содержать, отапливать, ремонтировать его и так далее. Поэтому было принято решение включать в норматив только те расходы, от которых зависит качественная организация образовательного процесса. Эксперимент начнется с 1 января и не поставит учителей в сложное положение. С Министерством финансов у нас уже достигнута договоренность, что для школ, задействованных в эксперименте, будет определена так называемая «подушка безопасности» - адаптационная надбавка. Мы сознательно отказались от корректирующих коэффициентов в пользу адаптационной надбавки, которая позволит поддержать финансирование учреждения образования на уровне этого года с применением макроэкономических показателей. Эксперимент ни в коем случае не должен ухудшить положение педагогов.

Кроме того, по словам Ирины Бебех, руководители учреждений образования, которые станут экспериментальной площадкой для обкатки нового механизма финансирования, получат право все сэкономленные по коммунальным статьям деньги направлять на стимулирование работы. Также у них будет возможность пересмотреть и штатное расписание и, если в этом будет необходимость, сократить некоторые штатные единицы. Вместе со своим коллективом руководитель будет утверждать критерии, по которым будет оцениваться эффективность работы каждого работника.

- Пока мы не можем говорить о сроках проведения эксперимента - три года или пять, - добавила Ирина Бебех. - К работе над созданием нового механизма финансирования сегодня подключены как работники Национального института образования, так и Белорусского государственного экономического университета, где осуществляется научный проект. Но мы все понимаем, что наука может расходиться с действительностью. Работа идет параллельно над штатно-окладной системой работы и над разработкой отраслевой системы оплаты труда. Возможно, что параллельно, на базе одного-двух учреждений, попробуем обкатать еще и отраслевую систему оплаты труда. Однако резких шагов никто делать не собирается.

Многих участников пленума интересовало, а не пострадают ли от внедрения нового механизма финансирования сельские школы и, соответственно, их ученики и педагогические коллективы, если школы будут и дальше закрываться.

- Сельские школы мы задействовать в эксперименте не планируем. Более того, в отношении сельских школ, возможно, вообще норматив применяться не будет, - успокоила Ирина Бебех.

 

Отрицательный результат - тоже результат

Участие в пленуме Белорусского профсоюза работников образования и науки принял также председатель Федерации профсоюзов Беларуси Леонид Козик, который в конце также высказал свое мнение по поводу той прозвучавшей с трибуны информации:

- Образование - та сфера, где всегда пытаются проводить эксперименты. Но, к сожалению, на зарплатах педагогов это никак не сказывается: зарплаты растут от случая к случаю. Поэтому я считаю, что правительство просто обязано рассмотреть до 1 сентября вопрос о повышении зарплат педагогам. Честно говоря, я не знаю, на чем можно в школе сэкономить. Разве что на банках с краской? Эксперименты, безусловно, имеют право на жизнь, и отрицательный результат эксперимента - тоже результат. Главное - чтобы при этом не ухудшилось материальное и социальное положение учительства, чтобы не закрывались школы...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 23 июня 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=99037&idate=2012-06-23

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.