В шведских школах детей учат мыслить критически и развивают наблюдательность

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Всего несколько десятков лет назад поток медиаинформации был ограничен тремя-четырьмя телеканалами, центральными газетами и несколькими журналами. А сегодня подросток находится в медиаплену почти круглые сутки. Интернет, социальные сети, реклама, коммерческие объявления, теленовости, кинофильмы, музыка, множество радиостанций... Автоматические сервисы подсказывают нам, что купить и где, в какую турфирму обратиться, с кем познакомиться, что почитать...

Ни одно предыдущее поколение молодежи не сталкивалось с таким стремительным наступлением медиасообщений. Еще в 1960-1970-е годы в Европе и США возникли специальные программы подготовки молодых людей к жизни в информационном обществе. В 90-х годах медиаобразование стало обязательным компонентом обучения во всех школах Канады, Австралии, Финляндии и других странах. Чтобы защитить детей от вредного воздействия медиа, их учат в школе, как отсеивать и анализировать полученную информацию, развивают у учащихся наблюдательность и критическое мышление.


Первые шаги

В Беларуси пока делаются только первые шаги по внедрению медиаграмотности в учебный процесс. В сентябре в 13 школах стартовал соответствующий проект, консультантами которого являются сотрудники Академии последипломного образования. Прошлым летом группа учителей прошла стажировку в Швеции и в Украине. А недавно шведский педагог Йоран Андерсон посетил Беларусь, чтобы поделиться с белорусскими коллегами своим 20-летним опытом работы в медиаобразовании.

— Когда в Швеции родилась инициатива «Газета в школе», цифровое общество еще не было сформировано, — рассказывает Йоран. — Инициатива принадлежала ассоциации шведских газет. Региональные газеты набирали людей для распространения медиаграмотности по всей стране. Большинство из них — учителя обществоведения или шведского языка, а также журналисты. У каждого из нас был свой регион влияния. В первые годы в неделю я посещал приблизительно три-четыре школы. Изначально мы ориентировались на печатную продукцию, но с тех пор мир изменился, и наша задача усложнилась многократно. В интернете сегодня можно услышать много голосов... Это 20 лет назад были журналисты с именами, к которым прислушивались. Теперь же чуть ли не каждый считает себя журналистом. В личных блогах, социальных сетях, в чатах и на форумах многие считают нужным поделиться со всем миром своими мыслями или непроверенной информацией.

Лет пять назад Стокгольм всколыхнуло убийство 16-летней девушки. Парень встречался со своей одноклассницей, но расстался с ней. Новая подруга поставила ему условие: ты должен убить мою предшественницу. После того, как полиция нашла в лесу тело девушки (по предварительной версии, задушенной), шведское агентство новостей кратко сообщило об этом факте. Однако новость вызвала большую заинтересованность у учеников школы, где училась жертва. Уже через 30 минут на различных сайтах и форумах началось обсуждение. В интернете выкладывались ссылки на блог девушки и ее фотодневник. Полиция тут же заблокировала доступ к ним. Но через несколько минут в сети появился фотоснимок, на котором присутствовал, как все считали, виновник трагедии: на его указывала стрелка с подписью «Не он ли убийца?». В интернете была выложена вся информация о нем, адрес парня, номер телефона, страницы в социальных сетях. Затем выложили снимок его новой подруги, которая позже была осуждена за подстрекательство к убийству. Выяснилось, что сервер, на котором размещается информация, находился на Карибских островах, и шведская полиция не могла перекрыть каналы для распространения...

— Сегодня любой человек может быть средством масс-медиа: площадками для «новых журналистов» становятся «Твиттер», «Инстаграм», «Фейсбук»... Очень много подростков выкладывают в интернете информацию, которую нельзя размещать, и они не понимают последствий своего бездумного поведения. Вот почему знания, которые мы распространяем в школах, очень важны и полезны для всех, — констатирует Йоран Андерссон.


Манипулятивная сила фотографии

— Организация «Газета в школе» 30 лет подряд издавала ежемесячно журнал «Заметка». Приблизительно 20-25 тысяч шведских учителей получали его бесплатно по почте. И это было лучшее, что мы когда-либо делали, — констатирует Йоран. — Вот, например, номер, посвященный тому, как можно использовать газету на уроках математики. Математика считается у наших учеников самым неинтересным предметом. Но математику можно изучать не на абстрактных примерах... В учебной программе записано, что педагоги должны использовать как можно больше примеров, близких ученикам. Это могут быть достижения спортсменов, географические данные, показатели уровня безработицы и так далее. Мы также сделали тетрадь в помощь учителям, посвященную морально-этическим аспектам журналистики, где приводилось много примеров, о чем можно писать, а о чем нельзя. Есть тетрадь об экологических новостях — как их правильно трактовать? Или тетрадь о том, как проверить источник информации, тетрадь, объясняющая как анализировать газетные тексты. А моя любимая тетрадь посвящена силе воздействия фотографии. Все знают, что один снимок может сказать больше тысячи слов и даже может остановить войну.

шведский педагог Йоран Андерсон

Йоран демонстрирует журнал «Заметка» почти двадцатилетней давности. На его обложке размещена фотография представительницы шведской социал-демократической партии Моны Салин. Как раз накануне того, как Мона Салин должна была сесть в кресло премьер-министра страны, в газетах появляется информация о том, что она пользовалась своей кредитной карточкой не по прямому назначению. Речь шла о трудовой кредитной карточке, выданной правительством, которой она могла расплачиваться на деловых ужинах. Однако журналисты узнали, что Мона Салин рассчитывалась карточкой и в личных целях. Как только такая информация стала достоянием общественности, Мона Салин вдруг уезжает на отдых. Через две недели она возвращается и дает пресс-конференцию. Показывает чеки, квитанции на товары, которые она приобрела для себя, и утверждает, что все деньги уже вернула.

шведский педагог Йоран Андерсон показывает журнал «Заметка»

— Но самое любопытное, как она выглядит: Мона Салин впервые одета в белый костюм, а у нас белый цвет — цвет невинности, — рассказывает Йоран. — Каждый раз, когда начинает говорить, она кладет руку на сердце. В архивах есть тысячи фотографий Моны Салин, и ни на одной из них она такой жест не использовала. Из чего мы делаем вывод: Мона Салин была на «курсах» у имиджмейкеров, где ее научили, как одеваться, как улыбаться, как вести себя, чтобы повлиять на нас с вами. Тот номер «Заметки» назывался «манипулятивная сила фотографии». Как с помощью искусства фотографии можно эмоционально воздействовать на аудиторию...


«Компас» для информационных джунглей

Три года назад шведским объединением газет по экономическим причинам было решено свернуть программу «Медиакомпас». Но Йоран решил не сдаваться: он убедил владельцев 50 шведских газет продолжить финансирование программы медиаграмотности, хоть и в меньшем объеме. Сейчас большой кусок его работы перенесен в интернет.

Над интернет-ресурсом mediekompass.se сейчас работают всего три человека. Их аудитория — 10-11 тысяч учителей, которые каждый понедельник получают бесплатную рассылку с полезной информацией.

— Фактически мы «сервируем стол» для учителя, которому упрощаем подготовку к уроку, — улыбается Йоран. — Выкладываем список тем, которые было бы интересно обсудить на школьных занятиях с письменными заданиями. Также каждую неделю предлагается тест в форме кроссворда для учащихся по знанию новостей и их критической оценке: шесть вопросов по событиям в Швеции и в мире.

Надежда Николаева.

 

Галина Сухова, лауреат республиканского конкурса «Учитель года-2009», учитель-методист гимназии № 5 Витебска, преподает белорусский язык и литературу:

— Наши дети перестают сомневаться в том, что правда, а что ложь, перестают быть критичными к себе и миру, они просто находятся в лавине информации и «потребляют» в первую очередь ту, которая является наиболее комфортной для усвоения — так сказать, «легкокалорийной». Они верят сообщениям электронной почты, отзываются на просьбы кликнуть, отправить номер мобильного телефона. Мы не ожидали, что техническая вооруженность наших учеников так стремительно будет обгонять критическое понимание ими того, что они записывают на диктофоны, на фотокамеры и как это может быть воспринято другими. Мы проигрываем нашим детям в техническом владении информационным пространством, однако можем выиграть бой с информационным пространством, если научим наших детей критически мыслить. И здесь у каждого учителя-предметника должна быть своя стратегия ведения этого боя.

Дело, скорее, в понимании необходимости самим учителем поменять отработанную годами систему проведения подобных уроков, в перенесении акцентов с теоретических знаний на практические умения. Мне можно возразить, мол, мало кто из детей будет журналистом, мало кому на таком уроке удастся на должном уровне составить заметку. Но обязательно найдутся те, кто сделает фотографии, кто попытается информацию перевести в график или аналитическую таблицу... И на таком уроке учителю литературы нужно будет только научить детей быть экспертами качества информации, которую они собираются разместить на снимках, графиках.

Газета «Звязда», 24 декабря 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/12/65689.html

Другие статьи по образованию в Швеции:

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.