Директор РИКЗ Николай Феськов: «Содержание тестов ежегодно обновляется на 15-20%»

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Централизованное тестирование — не школьный экзамен, или Почему в отечественных тестах нет таких «творческих» заданий.

Чуть больше недели отделяет белорусских абитуриентов от важного «старта». В воскресенье, 14 июня они придут в пункты проведения ЦТ, чтобы сдавать белорусский язык. Учитывая результаты последней приемной кампании, государственная комиссия внесла свои предложения по дальнейшему совершенствованию отбора претендентов на студенческий билет. Мы встретились с человеком, который знает о ЦТ практически все. Директор Республиканского института контроля знаний Николай Феськов рассказал, что изменится для абитуриентов нынешнего года...


Централизация по существу

— Николай Степанович, это хорошо или плохо, что созданная в нашей стране более 10 лет назад система ЦТ остается фактически неизменной?

— Действительно, когда ЦТ только начало внедряться, нынешние выпускники еще не ходили в школу. Но на сегодняшний день это, наверное, самый понятный и прозрачный механизм, благодаря которому вступительная кампания проходит очень организованно и спокойно. Каждый абитуриент хорошо знает «правила игры» и понимает, что успех на ЦТ зависит исключительно от его собственных усилий. Все знают: чтобы поступить на какой-то престижный факультет, требуется не менее 300 баллов, а на некоторые и 350 баллов может не хватить. Хорошо, что сразу была заложена 100-балльная шкала оценивания знаний. Кстати, страны, использующие тестовые технологии, как правило, применяют 100- или 1000-балльные шкалы оценивания. Сложно исправить «девятку» на «десятку», а вот добрать хотя бы несколько дополнительных пунктов при 100-балльной системе — цель, которая заставляет абитуриентов работать. Тест, возможно, и не универсальная, но наиболее объективная и непредвзятая форма контроля, которая позволяет оценить реальный уровень знаний претендентов на студенческий билет и построить их рейтинг успеваемости. Основные постулаты, заложенные в ЦТ, остаются неизменными, и я считаю это большим плюсом. Боюсь показаться нескромным, но такой централизации экзаменационной кампании, как у нас, нет больше нигде. В Беларуси тестирование является централизованным не только по названию, но и по сути.

Но мысль, что система ЦТ не меняется, не соответствует действительности. За 12 лет технологическое сопровождение прошло далеко вперед: я имею в виду не только технологии, используемые для регистрации участников тестирования, но и технологии обработки бланков ответов.

Сегодня у нас абсолютно все процессы автоматизированы и защищены от внешнего вмешательства. Не прекращается и работа над совершенствованием содержания тестов, над формулировками заданий. Специалисты института ежегодно проводят обновление содержания (моделей, типов и форм заданий) тестов на 15-20%. Это делается как с целью постоянной ротации заданий и максимального охвата содержания всего курса, так и для противодействия приемам муштры абитуриентов со стороны отдельных учителей и репетиторов. Так, в прошлом году по географии, химии, биологии, обществоведению было увеличено количество заданий с невербальной формой поддержки. По математике и физике произведена корректировка заданий с учетом стандартных формулировок учебных пособий; увеличен удельный вес задач практико-ориентированной направленности; по иностранным языкам увеличено количество коммуникативно-ориентированных заданий.

Это только на первый взгляд создается впечатление, что система централизованного тестирования «законсервирована».


Закрытые и открытые задания

— Больше всего оппонентов у заданий, где предлагаются варианты ответов...

— Во всех странах, где применяются тестовые формы контроля, есть задания с выбором ответа (часть «А»): в Украине, Литве, Казахстане, Азербайджане, Армении, Турции... Престижная Лондонская школа экономики и политических наук предлагает своим абитуриентам 30 заданий теста по математике исключительно с выбором ответа. И почему-то проблема так называемого угадывания их не беспокоит.

Многие страны, в том числе и Казахстан, чтобы максимально автоматизировать процесс обработки тестовых материалов, предлагают на экзаменах задания только с выбором варианта ответов. Мы в нынешнем году расширили часть «В» в тестах по русскому и белорусскому языку на 2 задания. Сейчас соотношение открытых и закрытых заданий достигло своего предела, чтобы можно было сохранить автоматизированную обработку бланков ответов в прежние сроки.

Автоматизированная обработка ответов — ключевой момент любого массового процесса контроля знаний, в том числе и централизованного тестирования. Обработка полмиллиона бланков ответов менее чем за 14 дней с печатанием именных сертификатов возможна только благодаря хорошо налаженной технологическо-организационной схеме. В эти сроки бланки ответов не только обрабатываются, но и неоднократно верифицируются, что дает гарантию отсутствия ошибок при их обработке и исключает возможность технических сбоев. Отказ от данной формы тестовых заданий или существенное увеличение части «В» повлечет неоправданное увеличение времени обработки тестовых материалов, риск возникновения технических ошибок и сложности в подготовке качественного и надежного тестового материала. На самом деле, эти предложения можно реализовать, только если снова перейти к традиционной форме вступительных экзаменов, с так называемой ручной проверкой развернутых ответов абитуриентов.

Существуют определенные законы построения теста, согласно которым уровень заданий должен возрастать. Задания части «А», где предлагаются варианты ответов, проверяют или умение логически рассуждать, или умение анализировать и быстро делать вывод. Правильно сформулированное задание требует вдумчивого анализа и сопоставления возможных вариантов решения.

А для того, чтобы тест мог более точно построить рейтинг участников тестирования, существует область «В», где нет ответов на предложенные вопросы и задачи. Задания субтеста «В» в большей степени позволяют дифференцировать абитуриентов с более глубокой подготовкой. Мы анализировали, как справляются абитуриенты с областью «А» и «В», и убедились, что корреляция их успешности в работе над открытыми и закрытыми заданиями очень высока. Также мы установили, что процент неправильных ответов на аналогичные задания, представленные в части «А» и части «В», практически одинаков, что опровергает теорию о возможном угадывании. Если есть определенный пробел в знаниях, значит, он есть. И тест его обязательно выявит...


18 шагов

— А каким должен быть качественный тест, с точки зрения профессионала?

— Иностранные специалисты выделяют 12 шагов при создании теста. Считается, что если тест будет создаваться с соблюдением этих 12 правил, то он будет валидным. Валидность — это надежность теста. Мы же при создании теста опираемся на 18 шагов, это значит, что наш алгоритм создания тестов еще более подробный. Во-первых, тест должен максимально полно отражать содержание учебной дисциплины. Во-вторых, для него отбирается такой контрольный материал, который с высокой вероятностью позволяет определить индивидуальный уровень подготовленности молодого человека и дифференцировать абитуриентов. Совсем легкие задания в наших тестах не используются, как не используются и абсолютно невыполнимые задания.

Время для выполнения теста подбирается опытным путем с учетом продолжительности наиболее плодотворного времени работы. Теоретические исследования и практические наблюдения свидетельствуют, что время, отведенное на выполнение теста, не должно превышать три часа, иначе абитуриенты устают, что не позволяет им качественно выполнять задания. Да и результаты нашего мониторинга подтверждают, что по физике и математике только отдельные участники ЦТ работают в аудитории все три часа. Затем тесты обязательно проходят апробацию в ходе пробного и репетиционного тестирования. Участие в апробации тестов принимают и будущие выпускники, и учащиеся подготовительных отделений ВУЗов, и студенты-первокурсники, которые сдавали при поступлении вступительные экзамены по тем же предметам. Мы всегда смотрим на процент выполнения заданий: скажем, если с заданием справляются 92% участников испытания, значит, его надо усложнять, или, наоборот, если с заданием справляются всего 10-12 процентов участников, значит, это задание нужно упрощать или вообще от него отказываться.

Некоторые оппоненты обвиняют тесты в том, что в них не хватает творчества. Я с этим взглядом не согласен. Практических задач в наших тестах становится все больше. С другой стороны, творчество нужно развивать в процессе обучения, а не на экзамене.

В российские тесты, используемые на едином государственном экзамене, включают и задания части «С», которые требуют развернутых ответов: доказательств, эссе, коротких сочинений и т. д. Однако, как показали исследования Российского центра тестирования, корреляция между результатами заданий «А», «В» и «С» настолько высока, что значимость этих заданий совсем небольшая. По математике к выполнению части «С» приступают не более 50% школьников, причем большая половина из них не получает ни одного балла. Вместе с тем, то обстоятельство, что эти задания проверяются вручную группой экспертов, снижает объективность централизованной формы испытаний.


Что общего между ЕГЭ и ЦТ?

— В нашей стране есть много инициаторов совмещения выпускных экзаменов в школе и вступительных в ВУЗы, которые кивают в сторону российского единого государственного экзамена...

— Не все понимают, что единый государственный экзамен и централизованное тестирование — это две принципиально разные системы. Даже многие педагоги не видят между ними принципиальной разницы. Я лично абсолютно убежден, что объединять одновременно итоговую аттестацию за курс средней школы со вступительными экзаменами — большая ошибка. Хотя бы потому, что при проведении итоговой аттестации используется нормативно-критериальный подход, направленный на выявление учебных достижений учащихся, а при централизованном тестировании — нормативно-ориентированный, основанный на статистических методах обработки результатов. Задача абитуриентского тестирования в том, чтобы распределить абитуриентов по уровню подготовки и соотнести их между собой, построить более точный рейтинг претендентов на звание студента. Это конкурс среди абитуриентов с претензией на определенное место, желательно более высокое, в общем списке претендентов.

А в России пытаются решать одновременно две задачи: это примерно то же, что определять расстояние от Минска до Лондона с таким расчетом, что до Парижа мы будем считать расстояние в километрах, а от Парижа до Лондона — в милях. А затем попробуем их сложить...


Обижаться на зеркало

— А что вы ответите тем, кто предлагает пересмотреть систему подсчета баллов участников централизованного тестирования? Мол, родителям непонятно, почему их ребенок получает в школе «восьмерки» по предмету, а на тестировании набирает всего 30 баллов...

— Не стоит проводить параллели между школьной аттестацией и конкурсным отбором в ВУЗ. Во-первых, во время учебного процесса в школе в более высокой оценке заинтересован не только сам ученик, но и учитель, который учит его много лет. Там очень проблематично исключить субъективный фактор: многое все-таки зависит от личности учителя, его требовательности, налаженных контактов с тем или иным учеником, личных симпатий и антипатий. А цель централизованного тестирования — провести конкурсный отбор. На ЦТ в основу методики расчета тестового была положена стобалльная шкала, позволяющая не только принять во внимание количество правильно выполненных заданий теста, но и учесть относительную сложность каждого выполненного или невыполненного задания. А пока это все не поймут, так и будут думать, что 30 баллов на ЦТ — это школьная «тройка», а 20 баллов — «двойка».

— Как вы относитесь к обвинениям вроде «ЦТ подрывает учебный процесс в школе, учителя муштруют детей под тесты»? И что вообще качество образования стало снижаться после введения на экзаменах ЦТ?

— Действительно, хватает тех, кто считает, что проблемы, которые мы чаще отмечаем в образовании, появились с началом проведения централизованного тестирования. Так сложилось, что результативность выпускников на ЦТ стала в последние годы еще одним показателем работы учебного заведения. Это не совсем правильно, так как мы не занимаемся итоговой аттестацией. Но можно ли обвинить прибор для измерения артериального давления в гипертонической болезни пациента? Так почему в том, что знания некоторых белорусских абитуриентов сильно «хромают», обвиняют централизованное тестирование? Фактически ЦТ выполняет функцию того самого «тонометра» — «высвечивает» в подготовке белорусских школьников те или иные проблемы...

Для школьных учителей, составителей учебников и тех, кто работает над учебными программами, результаты тестирования должны быть очень важным сигналом. Но встречаясь со школьными учителями, заметил, что последние пристально следят за содержанием и формой тестовых заданий и тщательно их анализируют. И если два-три года подряд в тестах отсутствуют задания по отдельным разделам, учитель на уроке потихоньку сворачивает с ними активную работу. Поэтому такое косвенное влияние тестирования на содержание школьного образования действительно имеет место.

Отдельные педагоги начало репетиционного тестирования ждут вовсе не для того, чтобы на основании текущей успеваемости и результатов испытаний ликвидировать пробелы в знаниях своих учеников. К сожалению, в учебный процесс внедряются не самые рациональные и методически оправданные приемы работы. Порочная практика учить математику, физику, биологию и другие предметы по нашим тестам — не самый лучший методический прием! Мы не устаем повторять, что наши задания соответствуют школьной программе, но тесты не передают всей последовательности того или иного курса, а потому готовиться к централизованному тестированию нужно не по тестам, а по учебнику. Тест — это прежде всего средство диагностики, а не обучения!

— Николай Степанович, уже не первый год ведутся разговоры о том, что нужно увеличить количество предметов, которые абитуриенты могут сдавать на ЦТ. Почему не идете навстречу?

— Мы также считаем, что нужно дать абитуриентам возможность сдавать ЦТ более чем по двум профильным дисциплинам (кроме обязательного экзамена по государственному языку). Это расширило бы возможности для выбора и позволило бы участвовать в конкурсе на «смежные» специальности.

На наш взгляд, было бы хорошо, если бы все абитуриенты сдавали экзамен и по белорусскому, и по русскому языку, тем более что у нас два государственных языка. А затем они могли бы выбирать сертификат с наилучшим результатом. Но, к сожалению, наши предложения пока не нашли поддержки. Мы уверены, что определять пороговое значение тестового балла нужно после проведения централизованного тестирования по каждому предмету дифференцированно (а не объявлять его перед ЦТ), а в качестве альтернативы существующей практике можно было бы предоставить право учреждениям высшего образования самостоятельно определять порог тестового балла по профильным предметам.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 4 июня 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/06/86145.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.