Дополнительное образование взрослых - фундамент для инновационной экономики

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Развитие дополнительного образования взрослых оказалось в центре внимания участников коллегии, прошедшей в стенах главного образовательного ведомства страны.

- Руководство страны поставило перед нами глобальную задачу - поднять дополнительное образование взрослых на новый качественный уровень, - подчеркнул, открывая коллегию, министр образования Сергей Маскевич. - В Беларуси, в отличие от других стран, не стоит задача создания инфраструктуры дополнительного образования. Мы не только сохранили, но и обеспечили развитие сети учебных заведений, реализующих программы образования взрослых. Ежегодно дополнительным образованием взрослых охвачено в стране более 500 тысяч человек. Образовательные программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров реализуют более 400 учреждений.

- Роль дополнительного образования взрослых существенно возросла после вступления в силу Кодекса Республики Беларусь об образовании. Расширялось само понятие "дополнительное образование", - сообщил первый заместитель министра образования Александр Жук. - Если раньше оно включало повышение квалификации, переподготовку, стажировку и профессиональное обучение, то сейчас для взрослых в Кодексе предусмотрено 12 образовательных программ.

Самый высокий охват работников непрерывным профессиональным образованием и обучением обеспечен в следующих областях: "Промышленность" (20,5%), "Жилищно-коммунальное хозяйство" (18%), "Строительство" (15%), "Здравоохранение" (14%), "Транспорт" (13%) и "Образование" (13%). А самый низкий (только 4,8%) - в "Торговле и общественном питании".

- К повышению квалификации по-прежнему ошибочно относят участие в конференциях, симпозиумах или прохождение обучения в учебных центрах облисполкомов, которые не являются учреждениями образования и не имеют права на реализацию образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, т.е. нарушаются требования законодательства при организации этой работы, - добавил Александр Жук. - Непрерывно профессиональное обучение рабочих осуществляется сегодня более чем по 3,5 тысячи профессий. Считаем, что практику осуществления профессиональной подготовки и переподготовки по рабочим профессиям непосредственно на производстве, в организациях надо расширять. Необходимость такого подхода подтверждает анализ структуры наиболее востребованных профессий на рынке труда. Общеизвестно, что вакансии по профессиям рабочих составляют более 80 процентов от всех вакансий. Однако вакансии, требующие наличия профессионально-технического образования, составляют лишь 47 процентов. Остальные вакансии - это работа, которая не требует профтехобразования или профподготовки, и так называемые несложные профессии, по которым целесообразно осуществлять подготовку на производстве или в учреждениях образования по образовательным программам профессиональной подготовки.

Отдельно Александр Жук остановился на проблемах системы дополнительного образования, которые препятствуют повышению качества образовательного процесса и реализации инновационного компонента:

- Практически не развивается учебно-материальная база многих учреждений образования, подчиненных райсельхозпродам. В ряде учреждений не хватает технических средств обучения (компьютеров, проекционной техники, аудио- и видеоаппаратуры), электронных средств обучения и электронных учебно-методических комплексов. Перечень учебных кабинетов, лабораторий и мастерских не всегда позволяет реализовать задачи по организации образовательного процесса в соответствии с учебными планами. В учреждениях дополнительного образования недостаточно учебной и методической литературы. Пополнение библиотечного фонда идет очень медленно, большую часть литературы составляют книги 25-30-летней давности. В особом дефиците - литература по предметам специального и профессионального циклов. Не в полной мере учитываются инновационные аспекты формирования новых специальностей, сохраняется тенденция к повторению специальностей высшего образования. Практически нет предложений от министерств и других организаций по открытию специальностей переподготовки технического профиля, связанных с освоением новой техники и современных технологий.

Одним из самых эффективных путей формирования современной учебно-материальной базы непрерывного профессионального обучения является, по мнению Александра Жука, создание ресурсных центров на базе лучших учреждений образования. В Республиканском институте профессионального образования функционируют уже два ресурсных центра, оснащенных самым современным оборудованием. В 2007 году был открыт ресурсный центр обучения технологиям работы на станках с числовым программным управлением. Расходы на его создание составили 570,4 млн. рублей, и это в ценах 2007! За прошедшее время обучение на базе центра прошло уже 39 групп, в том числе и слушатели из Российской Федерации и Нигерии. А в 2009 году в РИПО был открыт ресурсный центр обучения современным технологиям в строительной отрасли. На организацию центра Министерство строительства и архитектуры потратило из своего инновационного фонда 1,5 млрд. рублей.

- Считаем, что в финансировании аналогичных ресурсных центров должны принимать участие отраслевые министерства и организации, заинтересованные в подготовке высококвалифицированных кадров, - подчеркнул Александр Жук. - Это пример наиболее эффективного вложения средств в профессиональное обучение...

Надежда Николаева. Газета "Звязда", 10 января 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=91543

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.