В выборе профессии «мелочей» нет

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Когда пришло время определяться с будущей профессией, пятнадцатилетняя Вероника неожиданно для всех заявила, что хочет стать... ветеринаром. Родители были сильно удивлены таким выбором своей дочери, но мудро решили не давить на девушку, а искать аргументы, чтобы убедить ее в ошибочности выбора. Даже нашли человека, который знает о работе ветеринара не понаслышке, а имеет собственный опыт. И когда заядлая горожанка поняла, что лечить ей придется совсем не котиков или собачек (так как существует большая вероятность того, что работать придется в сельской местности), а про свой изысканный маникюр вообще можно забыть навсегда, профессия ветеринара сразу потеряла для нее свою привлекательность.

Честно говоря, при той многочисленности профессий, которые предлагают сегодня учебные заведения, весьма проблематично не растеряться даже взрослому человеку. А что уж говорить о подростках? И все же, как не ошибиться с выбором профессии? Как в полной мере реализовать свой потенциал? Какие профессии для рынка труда наиболее перспективные? Обо всем этом мы беседуем с начальником отдела организационно-методического обеспечения профориентационной работы Республиканского центра профориентации молодежи Екатериной Пастушковой.

– Многие старшеклассники уверены, что главное — получить диплом, а что в нем написано — принципиального значения не имеет. Увы, но для большинства выпускников характерна ориентация именно на получение высшего образования, чему, между прочим, способствует и его доступность. Но поступить в высшее учебное заведение — это только половина дела. Там надо учиться, сдавать экзаменационные сессии, а по окончании обучения — трудоустраиваться. Если студент учился на бюджетной форме, государство предоставит ему первое рабочее место. А если он был «платником», да еще и усваивал экономическую специальность? Сегодня рынок труда в стране ориентирован преимущественно на рабочие профессии. Организациям и предприятиям требуются водители автомобилей, каменщики, швеи, плотники, электрогазосварщики, маляры, трактористы, а также врачи и медицинские сестры.

Безусловно, нельзя сказать однозначно, что юристы, бухгалтеры или экономисты вообще не требуются. Но наниматели ищут в основном профессионалов с богатым опытом работы, поэтому вчерашних выпускников в качестве претендентов, как правило, не рассматривают.


Прислушайся к себе

– Какие основные ошибки допускают школьники при выборе профессии?

– Классическая ошибка — выбор профессии «за компанию». Хорошо, если выбранная профессия будет соответствовать интересам и способностям молодого человека, а если нет, то обязательно появится разочарование, желание начать все, так сказать, с белого листа. И потерянное время будет мелочью по сравнению с тем, что человек может всю свою жизнь заниматься нелюбимым делом. Ощущение собственной нереализованности ему гарантировано...

Чаще всего выбор профессии «за компанию» объясняется неуверенностью школьников в себе и их неготовностью взять на себя ответственность за собственный выбор. Но при выборе профессии надо учитывать СВОИ интересы, склонности, а не руководствоваться увлечениями друзей. Необходимо прислушаться к себе и разобраться, что интересно непосредственно вам, увидеть различия между собой и друзьями.

Довольно типична ситуация, когда профессия нравится человеку потому, что симпатию вызывает представитель этой профессии. Например, выпускник решает связать свою жизнь с химией, потому что восхищается своим учителем химии как человеком и педагогом. Если такой интерес к личности воспринимается как склонность к профессии — существует большой риск ошибки. Или, например, старшекласснику может понравиться конкретный учебный предмет, скажем, иностранный язык. Существует много профессий, требующих знания иностранного языка. И еще неизвестно, понравится ли вам работа преподавателя иностранного языка. А может из вас получится хороший переводчик? Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом нельзя. Школьный предмет — это не профессия, а отрасль знаний, в которой можно продолжить образование. Обязательно надо учитывать, какие реальные профессии стоят за конкретными школьными предметами.

подача документов на поступление

Кстати, большое количество школьников хочет быть руководителями. «Хочу быть директором» – заявляют они. Но директор — это не профессия, а должность. Мы им обычно говорим: для того, чтобы сесть в дорогое кожаное кресло топ-менеджера, придется посидеть на обычном деревянном стуле, пройти через все ступени карьерной лестницы, работать простым специалистом, набираться опыта, повышать свою квалификацию... Вообще для современной молодежи характерна завышенная самооценка, когда уровень их претензий не соответствует тому, кем на самом деле является молодой человек.


Внешний блеск — не критерий

– А какая роль в профессиональном выборе детей принадлежит их родителям? Не навязывают ли они им свое видение будущего?

– Во время профконсультаций я довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда родители приводят к нам детей с одной целью — оказать на ребенка давление с помощью консультанта. Рискну предположить, что нередко именно нереализованность родителей в профессиональном плане приводит к тому, что они навязывают детям свой выбор. Причем именно для них на первый план выходит престижность той или иной профессии. И, упаси Бог, если ребенок склоняется к непрестижной и малооплачиваемой, по их мнению, профессии. Но престижность/непрестижность — критерий чрезвычайно шаткий и непригоден для того, чтобы ориентироваться на него при принятии решений, определяющих дальнейшую судьбу ребенка. Можно стать обладателем «модной» профессии или специальности, которая не будет приносить морального удовлетворения. К тому же не исключено, что на момент окончания учебного заведения «модными» станут совсем другие профессии. Да и на нужды регионального рынка труда тоже надо ориентироваться.

А случается и так, что родители, у которых благодаря полученной профессии жизнь сложилась удачно, хотят, чтобы их дети шли по их следам, продолжали профессиональную династию. Но в любом случае в первую очередь должны учитываться способности, интересы и склонности конкретного ребенка. И мы всегда говорим родителям, которые приходят вместе с детьми к нам на консультацию, что будем рекомендовать ту отрасль профессиональной деятельности, которая подходит именно ребенку, а не его родственникам. В чем родители могут и должны помочь, так это в предоставлении ребенку как можно большего объема информации для совершения им правильного, осмысленного самостоятельного выбора.

Хочу предупредить еще одну распространенную ошибку при выборе профессии — увлечение только внешней стороной профессии, без учета ее содержания и возможных трудовых затрат. Взять хотя бы профессию журналиста. Молодые люди, как правило, мечтают попасть на телевидение. Но журналист не всегда выступает в телепередачах — чаще всего он анализирует большой объем информации, контактирует со многими людьми, прежде чем подготовит сообщение или телесюжет продолжительностью в несколько минут, которые озвучит, скорее всего, не он сам. Это может быть и диктор телевидения. Но диктор и журналист — не одно и то же. Вообще, общаясь с молодежью, я заметила, что школьники чрезвычайно увлекаются телевизионными передачами типа «Квартирного вопроса» — все массово мечтают стать дизайнерами. Однако для того, чтобы поступить на специальность «дизайнер», нужно иметь как минимум художественные способности и соответствующую подготовку. Иначе комплексный творческий экзамен сдать невозможно. Но почему-то такая «мелочь» во внимание потенциальными абитуриентами не берется... Решающим аргументом в пользу выбора той или иной профессии для некоторых подростков может стать даже наличие форменной одежды. Хватает девочек, которые мечтают стать стюардессой, и юношей, мечтающих о военной карьере или работе в подразделениях МЧС только потому, что их привлекает красивая форма. Это ошибочный путь. Выбирая профессию, важно четко представлять себе, какие виды деятельности включает ваша будущая специальность, какие вас ожидают трудности, какие в будущей работе есть особенности, невидимые постороннему взгляду.


Сангвиники не терпят однообразия

– Екатерина Николаевна, а нужно учитывать при выборе профессии темперамент человека?

– Обязательно. Поскольку холерику будет трудно стать, например, психологом. Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медленной, он более способный к подвижной деятельности, требующей сообразительности, находчивости, активности и так далее.

К тому же существуют и профессионально важные личностные качества, без которых стать хорошим специалистом будет проблематично. Например, педагог — профессия публичная, педагогу всегда придется быть в центре внимания, поэтому без эмоциональной устойчивости и умения общаться с людьми ему никак не обойтись. Водителю обязательно требуется высокая скорость реакции. Работа бухгалтера требует максимальной пунктуальности, устойчивости к однообразной и монотонной деятельности.

В общем, школьная успеваемость вовсе не обязательно является гарантией успешной социализации и самореализации выпускника. Конечно, хорошая подготовка существенно расширяет диапазон профессий, из которых школьные отличники могут выбирать. Но не меньшее значение имеют и личностные качества молодого человека.

– А на какую помощь может рассчитывать молодой человек, который решит обратиться в Республиканский центр профориентации молодежи?

– Школьникам и абитуриентам мы предлагаем два вида индивидуальных консультаций. Обычная профконсультация включает предварительную беседу с профконсультантом, заполнение анкеты, компьютерную диагностику и завершающую беседу с рекомендациями. Компьютерное тестирование — это комплекс тестов, позволяющих выявить наиболее выраженные профессиональные интересы, мотивы и склонности, ведущий профессиональный тип, определить профессионально-личностные характеристики участника консультации. Обычно тестирование включает от 60 до 200 вопросов, в среднем — около 100. Универсального набора тестов и методик, пригодных для всех, не существует. Вопросы бывают разные: это и задания, и просьбы выбрать наиболее привлекательную для себя альтернативу, вспомнить, как вы ведете себя в тех или иных ситуациях. Ограничений по времени на прохождение теста не существует. Исключение составляют только тесты на интеллект, где для ответа на все вопросы отводится определенный отрезок времени. Есть у нас также и тест на техническое мышление, который очень сложно пройти. Тем не менее находятся и девочки, которые его проходят, хотя все-таки девочки чаще имеют склонность к гуманитарным наукам. Завершается консультация беседой с психологом-профконсультантом.

Второй вид консультации — профконсультация с учетом состояния здоровья подростка с привлечением психолога и физиолога. Основной принцип такой консультации — рекомендация такого вида трудовой деятельности, которая бы не оказала отрицательного влияния и не ухудшила здоровье. Это очень полезная консультация для подростков, которые уже имеют хронические заболевания...


Прочь сомнения!..

– А могут ли помочь в центре студентам или молодым специалистам, которые засомневались в правильности своего профессионального выбора?

– У нас практикуются консультации для взрослых с целью корректировки их профессионального плана. Чаще всего в центр приходят студенты первого-второго курса обучения — это именно то время, когда молодые люди оценивают правильность своего профессионального выбора и выбора учебного заведения. У них есть сомнения, и они стараются их развеять или, наоборот, убедиться, что надо менять свой профессиональный вектор. В принципе, наш контингент — это молодые люди в возрасте до 31 года. Если человек ищет причины дискомфорта в профессии — пожалуйста, приглашаем в центр профориентации на консультацию. Главное — вовремя понять совершенную профессиональную ошибку. Можно вспомнить много примеров, когда врачи становились известными певцами, инженеры — писателями, педагоги и медики — журналистами и дипломатами. Стать счастливым в профессиональной сфере никогда не поздно!

Беседу вела Надежда Николаева.

Запись на профконсультацию и справки по телефону (017) 293 79 48.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

  • От каких своих навыков и способностей вы получаете наибольшее удовольствие?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Представьте себя на этой работе: с кем вы работаете, как проводите время...
  • Каковы ваши критерии при выборе профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать, что вы подходите для работы, которая видится вам идеальной?
  • Какие пробелы в своих умениях и навыках вам нужно ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если идеальная для вас работа пока недосягаемая, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы двигаться в выбранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 7 февраля 2013 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/pril/article.php?id=108443

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.