Казимир Фарино: "Белорусский учебник по русской литературе лучше российского аналога..."

Статья из белорусской республиканской газеты "Звязда" в переводе на русский язык.

Какая судьба ждет "неперспективные" сельские школы? Что делается для улучшения качества школьных учебников? Будет ли переведено преподавание истории Беларуси исключительно на белорусский язык? Сохранится ли в школах в следующем учебном году музыкально-эстетическое направление и из каких источников будут финансироваться факультативы музыкально-эстетической направленности? Эти и многие другие вопросы поднимались на встрече заместителя министра образования нашей страны Казимира Фарино с представителями СМИ в Национальном пресс-центре.

Еще минус 114 школ

Как рассказал журналистам Казимир Фарино, за последние пять лет в стране было закрыто 460 школ и 543 учреждения образования пришлось реорганизовать: средние школы становились базовыми, а базовые - начальными. Правда, параллельно с этим в стране открывались также новые гимназии, лицеи и кадетские училища. Вместе с тем сегодня с наполняемостью до 50 человек в стране работают 594 учреждения образования, или 17% от общего количества школ, и 807 школ (23% от общего числа) работают с наполняемостью от 50 до 100 учеников. В подвозе школьников задействовано ежедневно 1200 автобусов.

Теоретически школы с наполняемостью до 50 учеников надо было бы закрывать, но уже известно, что в следующем учебном году будет закрыто только 114 школ и 96 - реорганизовано.

- Процесс реструктуризации сети учебных заведений всегда требует продуманных и взвешенных решений. И если такое решение принимается, то оно должно основываться на очень существенных, неопровержимых основаниях, свидетельствующих о нецелесообразности дальнейшего существования малокомплектной школы, - заверил Казимир Фарино. - Основные причины, по которым малокомплектные учреждения образования не планируется пока закрывать, следующие: 112 из них расположены в агрогородках, в 96 нет возможности организовать подвоз учащихся, поскольку радиус подвоза превышает 15 километров или учреждения образования расположены за рекой. 81 учреждение образования подлежит плановой оптимизации в другие сроки (к 2016 году). В 72 школах нет возможности трудоустроить педагогов. В 56 - отмечается стабильность или увеличение в окрестности контингента детей дошкольного и школьного возраста. 49 школ не подлежат оптимизации по другим причинам (из-за превышения проектной мощности учреждений образования, расположенных рядом, или если в эту школу организован подвоз детей из других населенных пунктов, где школы были закрыты еще раньше).

За что критикуют школьные учебники?

По словам Казимира Фарино, за последние 10 лет в Беларуси была создана национальная система учебного книгоиздания. Только с 2007 по 2011 годы было издано 742 наименования учебников и учебных пособий и 239 наименований учебно-методических пособий. Однако не секрет, что именно школьные учебники стали чуть ли не главным объектом критики в реформированной школе. За что только не ругают их учителя, репетиторы и родители: и за чрезмерный академизм, и за сложную для школьников терминологию, и за ошибки, и за отсутствие межпредметных связей.

- Категорически не могу согласиться с таким мнением и хочу сообщить, что, начиная с 2008 года, подготовка национальных учебников осуществляется только на конкурсной основе, - подчеркнул Казимир Фарино. - Главной целью конкурса является создание стабильных учебников высокого качества. Над некоторыми учебниками в Беларуси работают одновременно по 2-3 авторских коллектива. И, например, белорусский учебник по русской литературе российские эксперты признали лучшие российского аналога...

К подготовке и рецензированию учебных пособий у нас привлекаются победители и лауреаты республиканских конкурсов профессионального мастерства, известные учителя-практики и методисты. Естественно, что каждый учебник обязательно проходит опытную проверку, и если во время апробации учебника выясняется, что дети не понимают учебный материал, учителю трудно объяснить ученикам какую-то тему, то учебник отправляется на доработку. Национальный институт образования постоянно проводит мониторинг содержания учебников, что позволяет вносить необходимые коррективы при их переиздании. Более того, участие во всенародной экспертизе может принять любой желающий: для этого нужно зайти на сайт Национального института образования, чтобы оставить там свои замечания по поводу содержания того или иного школьного учебника. А репетиторов, которые чаще всего критикуют школьные учебники, мы неоднократно приглашали к работе над их созданием. Однако активности с их стороны не наблюдаем. Наверное потому, что критиковать всегда проще, чем создать качественный учебник...

Кто заплатит за музыкальные занятия в школах?

На вопрос, который касался возможного возвращения к преподаванию на белорусском языке во всех белорусских школах истории Беларуси и географии Беларуси Казимир Фарино ответил следующее:

- Стремление хорошее, и не исключено, что в будущем оно может быть реализовано. Но с 1 сентября текущего года осуществить такой шаг будет невозможно, поскольку здесь придется задействовать и финансовые, и кадровые ресурсы. Скажем, только для того, чтобы обеспечить учебниками по истории Беларуси на белорусском языке учеников 5-х классов по всей стране, требуется 1,3 млрд. рублей. Между прочим, история Беларуси преподается с 5-го по 11-й классы, поэтому для обеспечения всех школьников новыми учебниками требуется более 10 млрд. рублей. Сегодня у родителей и школьников есть право выбирать, на каком языке им изучать историю Беларуси: русском или белорусском. Мы анализировали ситуацию, и хочу сообщить, что на белорусском языке историю Беларуси изучают лишь немногим более 18 процентов учеников белорусских школ. В городских школах этот показатель еще меньше - только 5 процентов. А в сельских школах выбор в пользу изучения истории Беларуси на родном языке сделали 56 процентов учащихся.

Что касается сохранения в следующем учебном году в школах музыкально-эстетического направления обучения, то Казимир Фарино заверил, что никто не собирается ликвидировать то, что нарабатывалось годами и даже десятилетиями:

- Мы подсчитали, что в текущем учебном году музыкальным направлением в общеобразовательных учреждениях охвачены по всей стране 48 тысяч учащихся, хореографическим - около 55 тысяч, художественным - более 44 тысяч и театральным - более 8,5 тысячи. Однако речь идет не о базовом компоненте, а о факультативном приложении. Право принимать решение об открытии, закрытии и финансировании музыкально-эстетического направления в школах предоставлено местным органам власти. Такие факультативы могут финансироваться как за счет бюджетных средств, так и за счет привлечения внебюджетных, спонсорских средств и средств родителей. Скажем, если речь идет об организации индивидуальных занятий по освоению того или иного музыкального инструмента, то, не исключено, что и родителям придется что-то доплатить, если они, разумеется, хотят дать своему ребенку дополнительное образование. Мы подготовили уже "Методические рекомендации по организации факультативных занятий музыкального, хореографического, театрального и художественного направлений", с которыми каждый может ознакомиться на интернет-портале Министерства образования...

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 17 мая 2012 года.
Оригинал на белорусском языке: zvyazda.minsk.by/ru/archive/article.php?id=97223&idate=2012-05-17

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.