Как проводится экспертиза школьных учебников в Беларуси

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Участие во всенародной экспертизе школьных учебников может принять любой желающий

Не секрет, что школьные учебники стали едва ли не главным объектом критики в белорусской школе. За что только не достается им от учителей, репетиторов и родителей: и за чрезмерный академизм и сложную для школьников терминологию, и за ошибки, и за отсутствие межпредметных связей.

С 2011 года на сайте Национального института образования действует форум «Качество школьных учебников». Предполагалось, что новая рубрика станет своеобразным онлайн-каналом для экспертизы учебников, где свои мысли и замечания сможет высказать каждый. Как свидетельствует анализ отзывов на форуме, замечания, поступающие на сайт, касаются преимущественно объемности отдельных параграфов в учебниках, сложности изложения учебного материала и качества иллюстративного материала. Ряд замечаний касаются также качества перевода на белорусский язык учебного материала по математике, биологии, истории, физике и информатике.

В Национальном институте образования уверяют, что все дельные замечания и предложения, сделанные посетителями форума, доводятся до сведения авторов. Авторам учебных изданий передаются и письма, поступающие в Национальный институт образования, от граждан, которых волнует качество отечественной учебной книги. В прошлом году было получено более 20 таких писем.

Естественно, что каждый школьный учебник обязательно проходит опытную проверку. И если во время апробации учебника выясняется, что дети не понимают учебного материала, что учителю трудно объяснить ученикам какую-то тему, учебник отправляется на доработку. В рамках опытной проверки учебных изданий, которую Национальный институт образования проводит с 2009/2010 учебного года, было проанкетировано более 17 тыс. родителей учеников.

Анкета, которую предлагается заполнить, содержит следующие вопросы: «понятно ли для вашего ребенка изложен учебный материал в учебнике (доступно ли сформулировано определение понятий, законов и принципов, дано их толкование)?», «Может ли ваш сын (дочь), изучив учебный материал, самостоятельно ответить на вопросы, которые даются в конце параграфа?», «Имеет ли место учебная перегрузка при работе с учебником?». Родителям предлагается также отметить номера параграфов и названия тем, теоретический материал которых вызывал у ребенка трудности.

Например, в 2012/2013 учебном году наименьшее недовольство родителей (только у 2 процентов) вызвал учебник «Химия» за седьмой класс. По мнению родителей, реже всего дети обращаются к ним за помощью именно при подготовке домашних заданий по химии. Ни одного параграфа (темы), теоретический материал которых вызвал у семиклассников трудности, не было отмечено. Очевидно, не случайно учебник «Химия. 7 класс» был высоко оценен и учителями-экспертами, которые отметили полное его соответствие дидактическим принципам доступности и наглядности.

В общем, мнения родителей чаще всего совпадают с оценкой учебного издания педагогами. Результаты анкетирования внимательно анализируются специалистами института и находят отражение в аналитических записках по результатам опытной проверки. За период с 2010-го по 2014 год проведена опытная проверка 267 учебных изданий для учреждений дошкольного, общего среднего и специального образования. В ней приняли участие 1820 педагогов из 783 учреждений образования. Сотрудники института посетили 1940 уроков, подготовили 140 «круглых столов» по итогам опытной проверки с участием авторов, провели анкетирование 24 713 учеников.

Как же оцениваются учебные издания по результатам опытной проверки? В основном положительно, но с условием их доработки.

По мнению учителей-экспертов, соответствуют всем критериям учебного книгоиздания учебники по белорусскому языку, белорусской литературе, русской литературе и русскому языку. Достаточно высоко оценены 11 учебных пособий по иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому, испанскому). По другим учебных изданиям сделан ряд замечаний. Наиболее типичные из них — замечания, свидетельствующие о некоторых недостатках в содержании учебного материала: подразумевается несоответствие отдельных разделов и параграфов принципу доступности, недостаточная реализация внутрипредметных и межпредметных связей. Есть замечания, указывающие на стилистические неточности и опечатки.

Информация о результатах опытной проверки не является закрытой, утверждают в Национальном институте образования: она печатается в журнале «Вестник образования» и размещается на портале Национального института образования (www.adu.by). Портал позволяет налаживать постоянный диалог по всем вопросам школьной жизни, в том числе и по вопросам создания национальных учебников.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 3 апреля 2015 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2015/04/77923.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.