Британские ученые: 55% способностей зависит от генов, а 36% — от внешней среды

Статья из белорусской республиканской газеты «Звязда» в переводе на русский язык.

Разница в успеваемости школьников при стандартизированном школьном образовании зависит преимущественно от наследственности. К такому выводу пришли ученые из Великобритании.

— Мы задались вопросом, почему школьники получают различные оценки на экзаменах на аттестат о школьном образовании. Все считают, что ответственность за успеваемость учащихся несет, в первую очередь, школа. Но если бы вся ответственность лежала именно на школе, то и все одноклассники бы учились одинаково, — объяснил замысел исследования Роберт Пломин из Королевского колледжа в Лондоне.

Пломин и его коллеги проанализировали экзаменационные оценки более 5,5 тысячи пар близнецов, которые в шестнадцатилетнем возрасте сдавали экзамены по обязательным предметам: английскому языку, математике и естественным наукам. Условия жизни и обучения у пар подростков были похожи.

В результате 55% различий в успеваемости ученые отнесли на счет наследственности и 36% — на счет окружения, включая обстановку дома и в школе. Кроме того, исследователи установили, что у мальчиков успеваемость сильнее зависела именно от наследственности, а на девочек больше влияло окружение. Ученые предполагают, что успехи в учебе могут зависеть от тысяч генов и влияние каждого из них — очень незначительное.

Пломин и его коллеги подчеркивают, что наследственность не полностью определяет успешность школьника. Однако из-за того, что школа стремится дать всем одинаковое образование, генетические различия выходят на первый план. Ученые подчеркивают, что их результаты указывают на необходимость индивидуального подхода в образовании.

В своих предыдущих исследованиях, также проведенных на близнецах более раннего возраста (7, 9 и 12 лет), ученые доказали, что способности к чтению, письму и счету еще больше (на 68%) зависят от наследственности. Правда, исследователи не объясняют, почему даже в одной семье двое детей могут демонстрировать совершенно разный уровень успеваемости в школе.

Американские ученые, в свою очередь, заинтересовались эффективностью занятий музыкой в детстве. Действительно ли добровольные или принудительные занятия музыкой помогают детям и подросткам получить преимущество в силе интеллекта по сравнению со сверстниками?

— Более 80% американцев считают, что занятия музыкой улучшают оценки их детей в школе или их интеллектуальные способности. Даже среди ученых существовало такое мнение, однако никаких доказательств не было, — заявил Сэмюэл Мерр из Высшей школы педагогических наук при Гарвардском университете.

Мерр и его коллеги высказали мнение, что эти представления о музыке являются мифом, который не имеет никакого отношения к действительности, проследив за интеллектуальным развитием 29 четырехлетних детей. Половина из них посещала занятия музыкой, а остальные занимались изобразительным искусством. Перед началом наблюдения исследователи оценили интеллектуальные и музыкальные способности своих подопечных и их родителей, после чего наблюдали за их успехами на протяжении нескольких лет.

Для оценивания изменений ученые разработали четыре набора тестов, направленных на проверку математических способностей, словарного запаса и умения ориентироваться в пространстве. Серии таких испытаний показали, что интеллектуальные способности «художников» и «музыкантов» развивались примерно одинаковыми темпами, за исключением небольших различий в задачах на ориентирование.

— Результаты наших экспериментов позволяют утверждать, что занятия музыкой не ускоряют развитие детей, — заключает Мерр.

Надежда Николаева. Газета «Звязда», 10 января 2014 года.
Оригинал на белорусском языке: zviazda.by/2014/01/27641.html

Смотрите другие статьи по образованию и методике преподавания физики в школе.