Часть 3. Методика проведения нестандартных уроков физики (из опыта)

Это третья часть статьи Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса учащихся к изучению предмета белорусского учителя физики Светланы Боровик.

Вводя понятие о различных физических величинах (например, о времени, сопротивлении и др.), я обращаю внимание учащихся на историю развития метрологии и предлагаю ученикам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе. При использовании занимательного материала я всегда учитываю возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае, такой материал не должен быть слишком легким.

При изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе со средним уровнем успеваемости я предлагаю статьи из «Занимательной физики» Я. Перельмана (кн. 1):

  • «От чайного стакана к водомерной трубке»,
  • «Почему дует от закрытого окна?».
В классе с более высоким уровнем знаний я предлагаю проанализировать и экспериментально проверить материалы статей:

  • «Почему лед скользкий?»,
  • «3адача о ледяных сосульках».

При выборе того или иного дополнительного материала для урока я обычно учитываю увлечения и интересы учеников. Это имеет двоякую цель. Во-первых, дает возможность учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых, помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

Использование занимательности требует минимума времени, но должно внести яркий, эмоциональный момент в уроке. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффективных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут ее на второй план.

Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекулы и атомов. Аналоги, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира. Но если учитель хочет, чтобы эти примеры прочно остались в памяти ученика, следует выбрать лишь одно-два наиболее ярких сравнения, заострить на них внимание. Каждый пример должен сопровождаться красочными рисунками, диапозитивами и т.д.

Несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае мы вынуждены будем признать, что «вряд ли есть что-нибудь противнее, чем тот легкий шутовской оттенок, который стараются придать учению некоторые педагоги, стремящиеся позолотить ребенку горькую пилюлю науки» (К. Д. Ушинский). Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы:

  • проведение занимательных опытов, например с бумажной «кастрюлей», движение тела вверх по наклонной плоскости, попадание яйца в узкую бутыль и т.д;

  • сообщение учащимся фактов, поражающих неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям. Во всех перечисленных примерах занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности учащихся. Учитель использует занимательность как своеобразную разрядку напряженной обстановки в классе при объяснении большого по объему или объективно трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для запоминания наиболее трудных вопросов изучаемого материала.

  • решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала. Подбирая задачи, я использую различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию. Примерами таких задач могут служить задачи из сборника В. Н. Ланге «Физические парадоксы и софизмы», П. Н. Маковецкого «Смотри в корень».

  • c целью повышения интереса у учащихся при решении количественных задач я часто использую задачи, составленные самими учениками. В этом случае занимательность задания будет заключаться в том, что учащимся предлагается облечь задачу в интересную форму стихотворения, детективного рассказа и т.д.

  • Большой интерес обычно у учащихся вызывает постановка экспериментальных задач в занимательной форме, например, я использую материал из книги Раглиса «Физика в ванне».

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод: использование занимательности дает на уроке надежный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определенным образом влияющий на психические процессы, когда он ясно осознает цель использования занимательности в данный момент. Естественно, что для успешного усвоения знаний учащимися и развития их познавательных стремлений занимательность должна применяться на уроке обязательно в сочетании с другими дидактическими средствами.

Активная познавательная деятельность учащихся на уроке не только делает учение интересным, но и развивает пытливость, трудолюбие, готовность трудиться. Наиболее эффективны в этом плане уроки-конференции, организованные на основе межпредметных связей учителей физики, литературы и обществоведения.

Чтобы дети не потеряли интереса к предмету, я всегда учитываю возрастные особенности, думаю над тем, как разнообразить формы и методы учебных занятий. Развитие гибкости ума, гибкости мышления ребенка зависит от его воображения, способности придумывать новые образы, необычные условия, предвидеть их последствия.

В результате многолетней практики я убедилась в эффективности проведения нетрадиционных уроков. Главным достоинством их является самостоятельная подготовка учащихся (под руководством учителя!), развитие мыслительных способностей и воображения. Я часто использую на уроках элементы игры (викторины, эстафеты, физическое лото, физическое домино, кубики, картинки и т.п.), а также иногда провожу полный урок нетрадиционно. Стараюсь, чтобы такие уроки были систематическими, чтобы действующие лица переходили из урока в урок. Это позволяет создавать целостное представление о данной теме.

В моей практике используются такие нетрадиционные уроки, как уроки-соревнования. Один из таких уроков я проводила на методическом объединении учителей физики Пуховичского района (Беларусь). Цель урока — закрепление у учащихся умений, навыков решения задач разных типов (расчетных, качественных, экспериментальных). Я преследовала цель сформировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной. Ребят разделила на 2 команды, примерно равные по силам, а членами жюри предложила быть присутствующим на уроке учителям, которые изъявили желание. Я предлагаю план проведения этого урока.


Далее: урок-соревнование по теме «Удивительное электричество» (часть 4).  |  Все статьи по преподаванию