Каким должен быть хороший преподаватель ВУЗа?

(Статья подготовлена по материалам преподавательского портала www.prepodaem.ru, автор Толстоба Н. Д.)

Большинство студентов не мечтают о продолжении карьеры в вузе и не очень любят учиться. Найти контакт с такими учащимися — задача сложная, но вполне решаемая. Как известно, нет предела совершенству. Послушаем, каким должен быть уважаемый и любимый студентами преподаватель. Советы от самих студентов.

Что нужно?

  • уважать мнение студента и общаться уважительно;
  • уметь признавать свои ошибки и уметь корректно (вежливо) объяснить студенту его ошибку;
  • поддерживать интерес студента к учебе;
  • говорить четко и писать понятным почерком;
  • подавать информацию в полном объеме и своевременно;
  • в начале семестра пояснять общий объем работ и не изменять свои требования при сдаче экзамена.

Что нельзя?

  • нельзя опускаться для мелких придирок к опоздавшим;
  • нельзя опаздывать на занятия больше 10-15 минут, особенно каждое занятие;
  • нельзя назначать сдачу всех работ за семестр на последнее занятие;
  • нельзя мстить тем, кто редко посещает лекции, назначая им невыполнимые "особые условия".

Требования к студентам:

  • должны быть одинаковыми для всех;
  • нельзя требовать сверх программы на семестр;
  • нельзя отменять консультации перед экзаменом.

Желательно предоставлять контактный e-mail для вопросов по читаемой дисциплине, а также лекционные материалы и вопросы к экзамену в электронном виде и через Интернет. Неплохо было бы иметь возможность пройти тест для самопроверки по изучаемой дисциплине.

На лекциях и напрактике:

  • быть профессионалом в своей области;
  • знать и сообщать о новейших достижениях наyки в своей области;
  • грамотно составлять тексты лекций (с учетом линейной связности матеpиала), продуманно строить стpуктуpные схемы;
  • давать достаточно времени на коспектирование лекции (нехватка времени утомляет и раздражает студента, а по плохо написанной лекции трудно готовиться);
  • в идеале курс лекций должен быть доступен в электронном виде.

Практические занятия не должны превращаться в лекции, а должны пояснять лекционный материал.

Перед экзаменом:

  • на консультации надо как можно лучше объяснить, что будет в билетах, разобрать наиболее сложные и пару примеров из простых;
  • консультации не должны превращаться в лекции и/или сдачу работ. Должен быть диалог, а не монолог.

На экзамене или зачете:

  • преподаватель должен быть менее требователен к студентам, которые показали свой интерес к предмету и доказали знания по нему еще до зачета;
  • требовать понимания предмета, а не простой зубрежки.