5 советов, как научить Ваших учеников решать задачи

Эта статья написана В. Грабцевичем специально для AFPortal.ru. Мы будем рады узнать Ваши комментарии, возражения, уточнения и личные наблюдения.

  • Решение физической задачи — это искусство. Но выбор задачи, которую Вы хотите объяснить Вашим подопечным, — это уже Ваше искусство. Вот Вам первый совет — избегайте скучных и малопонятных условий. Не начинайте решение задачи с условия самой задачи. Придумайте какую-нибудь историю, а потом плавно перейдите к физической задаче.

  • Решая задачу, например у доски, говорите эмоционально. 39% звуковой информации воспринимается слушателем, реагирующим на тембр вашего голоса, 59% — на ваши жесты и мимику. Чувствуйте аудиторию, подбирайте тщательно слова и сказанные вами фразы. Напротив Вас, возможно, сидят Ньютоны и Капицы, но в будущем. Совет второй — говорите о понятных Вам вещах понятным для других языком.

  • Задачи бывают разные, простые и не совсем, с оригинальным условием и скучные, т. е. стандартные. При выборе задач необходимо руководствоваться принципом "от понятного (простого) к непонятному (сложному)". Не форсируйте события, не загружайте задачами–«гробами», этим вы отпугнете большую часть колеблющихся. Решение задачи должно сопровождаться эмоциональным всплеском. Совет третий — продумывайте систему дополнительных вопросов и подсказок. Не бросайте ученика один на один с проблемой, держите ситуацию под контролем. Вы — опытный капитан — просто обязаны вовремя придти на помощь своему юнге.

  • Решение задач — это искусство (смотри совет №1). Совершенствуя свое искусство в решении задачи, Вы становитесь увереннее, появляется быстрая реакция на нестандартные вопросы, вы как рыба в воде купаетесь в незнакомой ситуации. Китайская мудрость – чтобы стать мастером, нужно повторить движение 100 тысяч раз. Совет четвертый — упражнение в решении задач должно быть постоянным. Это естественный ежедневный тренинг. Перефразируя известного профессора математики А. А. Столяра, скажу: решение физической задачи ум в порядок приводит.

  • Вот мы добрались до последнего совета. Совет пятый — примените советы (1 – 4) к себе и Ваши ученики с большим интересом будут решать задачи. И тогда приходя на каждый урок, Вы будете получать огромное удовольствие от общения с маленькими Ньютонами и Капицами.